Лилию Фольмер знают, как художницу-энтузиастку, которая не боится сложных вызовов. Встретить ее работы можно на просторах Калининграда и области, в частных коллекциях и интерьерах. Она берется за высотные работы на лесах, в жару и непогоду, требующие большой стойкости и целеустремленности. В личной беседе Лилия рассказала нам о своем художественном стиле, сложностях в работе художника, а также о выставке «Свет и цвет», которая в эти дни проходит в Калининграде.
- Лилия, когда Вы начали рисовать?
Рисую я столько, сколько себя помню, наверное, лет с трех. Большую часть своего детства я проводила не с игрушками, а с цветными карандашами, красками и кистями в руках. Благодаря моим творческим родителям – мама заканчивала художественную школу, работает ювелиром, папа учился урокам живописи в мастерской у художника, хотя это и не стало его профессией, но любимым делом – я научилась видеть красоту в окружающем мире. Мы жили за городом и часто вечерами гуляли с собакой. Родители всегда обращали внимание на красивые закаты. «Посмотри, как этот цвет переливается с этим, как он плавно переходит в другой», – говорили они. И я старалась запечатлеть это на бумаге, в основном, рисовала природу и животных. В двенадцать лет поступила в художественную школу, закончила ее в семнадцать. После я поступила в филиал Московского государственного университета технологии и управления имени К.Г. Разумовского в Калининграде на факультет дизайна. Поэтому профессия у меня более дизайнерская, но, конечно, у нас были и такие предметы, как живопись, рисунок, композиция. Очень много свободного времени я уделяла саморазвитию и многое из того, что я сейчас умею, это еще и моя заслуга. После университета четыре года работала в художественной школе, потом ушла «в свободное плавание» – выполняю заказы, а также преподаю индивидуально, готовлю к поступлению в художественные школы, высшие учебные заведения.
- В каком стиле сейчас работаете?
Я пишу картины и в импрессионистическом стиле, и в реализме. Поэтому, скорее, у меня смешанный стиль. Например, у меня была серия заказов для Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» – я писала корабли на фоне моря. Исходя из задач заказчика, эти работы были выполнены в реализме. Но в своих авторских творческих работах я ухожу в какую-то фантазию, приукрашивание действительности.
- Как раз сейчас в Калининграде проходит Ваша с сестрой совместная выставка. Вы давно не выставлялись, почему?
Подобной выставки не было уже десять лет. Моя первая персональная выставка прошла в 2015 году в стенах Немецко-Русского Дома. До этого я много участвовала в коллективных выставках художников. Преимущественно, конечно, в Калининграде – в Художественной галерее, в Областном историко-художественном музее, но были и зарубежные проекты – выставлялись еще в студенческие году по обмену в Польше и в Германии. Так как в последние годы работала больше под заказ, провести персональную выставку не представлялось возможности – просто на просто в наличии не было работ, все, что делалось, делалось под заказ – картины, большие интерьерные работы, росписи стен. Сейчас появилось огромное желание показать свое творчество, выставила то, что накопилось за последние годы.
- Как отбирали картины для выставки и почему захотели выставиться вместе с сестрой?
На выставке представлены мои пейзажные работы, которые я писала, вдохновляясь природой нашей Калининградской областью. Нам хотелось сделать очень теплую выставку. Картины я подбирала по настроению – выбрала все самые солнечные и яркие, на которых изображено лето или весна. Сестра в свою очередь выставила свои абстрактные работы. Мы специально решили разделиться: показать, что несмотря на то, что мы сестры, мы очень разные: одна – реалистка-пейзажистка, другая – абстракционистка. Хотя с абстракцией я тоже работаю, и в последнее время у меня заказывают работы именно в этом стиле.
- Помимо картин, Вы также расписываете стены, фасады зданий. Куда обычно приглашают? Где можно увидеть Ваши работы?
Обычно, это частные дома, квартиры. Просят расписать детскую комнату, иногда гостиные или кухни, если место позволяет. Частно на лестничных клетках пустое место, которое люди хотят чем-то занять. Один из запоминающихся заказов – изображение Парижа в доме у молодой пары. У них была фотография, которую они хотели перенести на стену. Работать пришлось в сложных условиях – на лестничной площадке, где не было перилл. Что-то я могла делать, стоя на ногах, но основная часть была нарисована на лестнице, облокоченной на стену, без всякой страховки. Признаюсь, было страшно, очень боялась упасть. Но заказ выполнила, заказчики остались довольны. Вообще, я такая энтузиастка – часто соглашаюсь на необычные, сложные работы, и потом, во что бы то ни стало, нужно их выполнить.
Мои картины можно увидеть, например, на Научно-исследовательском судне «Космонавт Виктор Пацаев» в Музее Мирового океана. Я выполнила по заказу две довольно большие картины, которые висят в кают-компании корабля. У входа в Калининградский торговый порт на стелле висит глобус. Контуры континентов на нем – моя работа.
В театре-эстрады «Янтарь холл» в Светлогорске в фойе висит моя картина, написанная в рамках фестиваля классической музыки «Симфония ветра».
Нередко ко мне также обращаются игровые компьютерные клубы, кафе, рестораны. Например, на Куршской косе есть такое приметное кафе в виде большой рыбы, называется «На крючке», голову этой рыбы расписала я.
Также был интересный опыт орнаментной росписи в Храме святого патриарха Тихона в городе Полесск. Я работала вместе с московской реставрационной мастерской «КИТЕЖ». Они писали лики святых, иконы на высоте, а я занималась именно орнаментом.
- Что особенного в росписи стен? Какая из Ваших работ на Ваш взгляд самая особенная – необычная, сложная?
Расписать стену для меня, конечно, сложнее, чем написать картину. Картины я пишу в более комфортных условиях – в моей мастерской, где я стою или даже могу присесть иногда. Роспись стен, особенно мои последние работы, это просто вызов самой себе. Помимо художественных навыков, нужно иметь какую-то спортивную подготовку, которая, к счастью, у меня есть. Зачастую, как я уже говорила, хотят нарисовать что-то очень высоко и нужно работать на строительных лесах.
Самой сложной работой до недавнего времени, я считала роспись фасада здания – я расписывала гостевой дом в Пионерском – городке у моря в Калининградской области. Пришлось работать на высоте второго этажа. Эту работу я считала самой сложной до того, как у меня попросили нарисовать льва. Пришлось потрудиться, чтобы нанести этот рисунок на уровне второго этажа – голова льва была огромной и мне приходилось, то подниматься, то спускаться по строительным лесам. Важно было грамотно разместить рисунок, было очень легко потеряться. Но я все рассчитала и все получилось.
Фасад здания был легче, потому что орнаменты для каждого окна были одинаковые. Я подготовила в мастерской, в более комфортных для меня условиях, трафареты, которые мне нужно было обвести на месте и расписать их, создав объем. Но эта работа была сложной в том плане, что я работала на улице все лето, с раннего утра до захода солнца, в разных погодных условиях – и в жару, и в прохладную ветреную погоду. В дождь, конечно, работать было нельзя, иначе бы вся краска потекла. Но у погоды свои планы и однажды случился курьезный случай: неожиданно пошел дождь, краска еще не успела засохнуть и все потекло по фасаду здания. Стали все быстро смывать из шланга большим напором воды. Вся моя работы была насмарку, пришлось ждать солнечных дней и рисовать все заново. Опыт, конечно, я получила колоссальный, но было и много стресса. А вот лев выполнялся внутри здания и от погодных условия я не зависела. В целом, обе работы были сложные, каждая по-своему.
- Вы активно участвуете в деятельности Самоорганизации российских немцев. Какие проекты могли бы отметить?
Да, активно работаю с Международным союзом немецкой культуры, Немецким молодежным объединением и с местным Культурно-деловым центром. Наверное, самый запоминающийся проект – Этно-лаборатория народных ремесел российских немцев, который проводился в культурно-образовательном центре «Этномир» в Калужской области в 2015 году. Я ездила туда не как референт, а как участница. В рамках программы было очень много интересных активностей, все было здорово организовано, удалось познакомиться с многими творческими людьми.
Совместно с Немецким молодежным объединением реализовали проект «Аудиосказки российских немцев». Также я ни раз рисовала открытки на праздники, в том числе и на Рождество. Открытку в моем исполнении отправляли в центры встреч, молодежные клубы по всей стране. Я нарисовала красивые зимние узоры на синем фоне, внутри открытки был рецепт традиционного немецкого штоллена и нарисованы необходимые для выпечки ингредиенты.
Еще один интересный проект – создание картины для книги «Схожу с высот небесных я…». В нее вошли изображения кирх, соборов, написанные в рамках выездного пленэра. На него я, в виду своей загруженности, поехать не смогла, но поучаствовала дистанционно, напив Кафедральный собор в Калининграде.
Также я была референтом на нескольких проектах. Например, «Творческая мастерская» в 2017 году. На художественном блоке мы с участниками создавали картины к стихотворениям российских немцев, которые ребята учились красиво читать вместе с референтом Аделиной Нейман. Моя задача была найти какой-то образ в стихотворении и помочь участникам создать к нему визуальный ряд. Итогом этого проекта стали видеоролики со стихами, наложенными на картины, выполненными в разных техниках.
Также провела творческий проект для молодежи в Калининградской области. Буквально на днях стала референтом сетевого проекта «Открытые встречи» в Калининградском культурно-деловом центре российских немцев.
- Лилия, Вы столько всего интересного рассказали. А что Вас вдохновляет? Откуда черпаете силы?
Самый главный источник вдохновения – природа. Стараюсь, как можно чаще, выбираться – гулять в парках, лесах, вдоль моря по песку, наблюдать за закатами солнца. Люблю путешествовать. Читать книги. Общаться с интересными людьми, не обязательно творческими, а просто доброжелательными, деятельными. Нередко вдохновляюсь историями успеха других художников. Например, Юлий Юльевич Клевер – русский живописец-пейзажист немецкого происхождения. Его работы, вопреки каким-то старым стереотипам, что художнику тяжело заработать на кусок хлеба, были очень востребованы и хорошо оплачивались. Он имел даже нескольких подмастерьев, которые выполняли подмалевок, а он уже поверх своей рукой делал свои фирменные штрихи. Мне также очень близки работы и восприятие мира Клодта Моне. Его также вдохновляла природа, вода, водная гладь, отражение в ней. Природу я могу писать всегда. И всегда она у меня легко получается. Я очень радуюсь, когда у меня заказывают пейзажные работы. Выполняя их, я не устаю. Еще один источник вдохновения в последние годы – выращивание цветов. На моем участке уже растет более 30 сортов роз. Я их с удовольствием пишу. Сейчас, например, в работе большая картина маслом 100х100 см. Ну и, конечно, всегда поддерживает семья – муж и дочь. Они восхищаются моим творчеством, помогают, что тоже немаловажно. Хочется работать дальше и больше.
Мы благодарим Лилию за беседу, желаем творческих успехов и надеемся на дальнейшие интересные проекты с ее участием.
Познакомится ближе с творчеством Лилии Фольмер можно, посетив выставку «Свет и цвет» в арт-пространстве Закхаймских ворот по адресу: г. Калининград, ул. Литовский вал, д. 61. Экспозиция открыта ежедневно с 09:00 до 21:00 до 16 ноября.














