Фамилия Райник ассоциируется у российских немцев в первую очередь с именем Арнольд. Однако Райник – это уже династия. Арнольд Райник – директор детского театра танца «Ляллен» в Перми, руководитель направлений Творческого объединения российских немцев. Его сын Сергей Райник – хореограф, художественный руководитель театра «Балет Евгения Панфилова» (г. Пермь). Старший сын Сергея – Генрих – солист Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, а младший сын Ян, которому сейчас только 12 лет, выпускник 1 курса Пермского Государственного Хореографического Училища.

Сергей называет своего отца «первым гением» в своей жизни, Пермь – самым балетным городом, а себя – космополитом и счастливейшим человеком. Мы решили поговорить с Сергеем Райником, узнать, как он выбрал свой путь, какие моменты своей жизни он особенно ценит, к чему стремится в будущем.

Сергей, добрый день, спасибо, что нашли время в своем плотном графике пообщаться с нами. В Творческом объединении российских немцев не так много династий. Не все дети выбирают путь родителей. Как получилось так, что Вы стали хореографом?

Конечно, выбор моего пути – это родовая история. Мой папа – танцор. Но я долго сопротивлялся. Пытался найти себя в спорте. Отец не заставлял, не упорствовал, но в 11 лет, это был 1983 год, он отвел меня на концерт, посвященный юбилею известнейшего советский балетмейстера в области детской хореографии Сулеймана Бурханова. И этот концерт перевернул мое сознание. До этого я видел балет только по телевидению и в театре у папы. А здесь на сцене происходило что-то ультрасовременное, космогоничное, базовое, невероятно притягательное. Это было вкусно, удивительно тонко, озорно. Всяко! Концерт я посетил в мае, а в сентябре я уже поступил в этот самодеятельный коллектив. Несмотря на то, что коллектив просуществовал недолго, я успел подхватить ту самую волну, которая определила мой дальнейший жизненный путь.

Сергей (слева) и Арнольд (справа) Райник – гости Большого Екатерининского Бала в Москве в 2019 г.

Сергей (слева) и Арнольд (справа) Райник – гости Большого Екатерининского Бала в Москве в 2019 г.

С 2004 года Вы являетесь художественным руководителем театра «Балет Евгения Панфилова». Как Вам это удалось? Как Вы чувствуете себя на месте руководителя профессионального театра?

Евгений Панфилов – это еще один гений в моей жизни. После окончания Пермского государственного института искусств и культуры в 1994 году с дипломом «балетмейстер» я хотел уехать в Москву. Но тут меня пригласил в свой театр сам Евгений Панфилов. Я был абсолютным фанатом театра, знал все спектакли, но даже представить себе не мог, что могу там работать. Евгений Панфилов скончался в 2002 году. В то время я уже девять лет работал в театре. Последние четыре года жизни Панфилова я был его ассистентом. Те, кто работают в профессии, поймут меня. Я ездил с ним на все гастроли, на все мастер-классы. И, пожалуй, на тот момент я был ближе всего к нему. До 2017 года я, как художественный руководитель, в основном ставил спектакли, занимался режиссурой. А вот после 2017 года я изменил весь менеджмент театра и теперь занимаюсь и административными вопросами, и продвижением, и имиджем и прочим.

Евгений Панфилов (слева) и Сергей Райник (справа) на фотосессии в театре в 1996 году

Евгений Панфилов (слева) и Сергей Райник (справа) на фотосессии в театре в 1996 году

У Вас очень много наград. Расскажите про самые значимые.

Когда я вхожу в состав жюри конкурсов, для престижности называют все мои награды. Я не люблю эти перечисления, хотя понимаю, что для солидности это необходимо. Сам я горжусь двумя наградами. Я являюсь дважды лауреатом премии в сфере культуры и искусства имени Сергея Дягелева. Для пермяков его имя – супер-бренд. Сам Сергей Дягилев родился в Перми и, хотя уехал оттуда, его малая родина им гордится. Эту премию присуждают мировым балетным звездам. А я из глубокой провинции. Первый раз я стал лауреатом в 25 лет, а второй раз – в 45. Обе премии я получил как исполнитель. Вторая ценнейшая для меня награда была получена в 1997 год, в составе группы я – трижды лауреат российской национальной театральной премии «Золотая Маска». Быть танцором для меня – быть лучшим в мире. И эта премия для меня стала вершиной, своеобразным Олимпом. Я всегда говорю, что Бог есть, чудо есть. У каждого есть шанс быть тем, кем он хочет. В тот момент я очень хотел быть там. И все получилось.

Сергей Райник в моноспектакле «Молёбка» в г. Чайковский в 2014 году

Сергей Райник в моноспектакле «Молёбка» в г. Чайковский в 2014 году

Мы знаем, что Вы недавно вернулись из Таджикистана, где ставили спектакль памяти Малики Собировой, а также проводили мастер-классы. Почему пригласили именно Вас? Какие у Вас впечатления?

Ранее я был на гастролях в Душанбе, где познакомился с руководством Таджикского государственного академического театра оперы и балета им. С. Айни. А в этом году театр пригласил меня поставить спектакль памяти народной артистки СССР Малики Собировой с солистами их балета, а также провести мастер-классы по хореографии для всех желающих. Мероприятия состоялись с 21 по 26 мая. Я люблю выездные мероприятия, они вдохновляют, дают новые импульсы, как для личного, так и для профессионального развития.

Сергей, нам интересно, как Ваша немецкая идентичность проявляется в творчестве?

Сложно сказать. Но я большой фанат Бетховена. Мы часто размышляли с отцом о том, что можно сделать в моем театре что-то немецкое. И так родился спектакль «Ich bin Faust». Мы нашли для спектакля неизвестные сонаты Бетховена, совсем не похожие на то, что нам всем знакомо. И эта музыка органично показала конфликт Люцефера и Фауста. Причем я лично на стороне Люцефера. Для меня он более продвинутый и целостный. А Фауст, как и вся наша интеллектуальная элита, сконцентрирован на самом себе и не уверен в своих поступках.

Сергей Райник (в центре) с артистами на премьере „Ich bin Faust“ в 2021 году

Сергей Райник (в центре) с артистами на премьере „Ich bin Faust“ в 2021 году

Были ли у Вас какие-то совместные проекты с сообществом российских немцев?

Мой папа широко известен в разных сферах, а я представляю только профессиональное сообщество. У папы в Перми невероятно масштабная танцевальная, музыкальная, а теперь и философская деятельность. Я же космогонист, делаю профессиональный театр и рад артистам и зрителям всех национальностей. В 2019 году вместе с «Балетом Евгения Панфилова» я стал участником Большого Екатерининского Бала. Мы привезли постановку «Венецианское рондо», которая была показана на открытии Бала в Екатерининском дворце. Я благодарен за приглашение. Это было помпезное мероприятие. Я готов и дальше сотрудничать, создавать профессиональные спектакли на актуальные для сообщества темы.

«Венецианское рондо»: исполняют танцоры театра «Балет Евгения Панфилова» в рамках Большого Екатерининского Бала в Москве в 2019 году

«Венецианское рондо»: исполняют танцоры театра «Балет Евгения Панфилова» в рамках Большого Екатерининского Бала в Москве в 2019 году

Пожелаем Сергею Райнику удачи в поиске единомышленников среди Творческого объединения российских немцев.