Подводя итоги 2023 года, руководитель направлений Творческого объединения российских немцев Арнольд Райник представляет историю создания своих поэтических программ.

Руководитель направлений Творческого объединения российских немцев Арнольд Райник начал в 2023 году выступать со своими поэтическими программами. На данный момент их четыре, в процессе подготовки еще три. Сам автор вспоминает, как эти программы создавались, рассуждает, каким смыслом они наполнены и для кого они будут интересны.

- Арнольд, в последнее время Вас представляют именно как поэта. Вы начали писать стихи относительно недавно. Как это получилось?

Я не пишу стихи! Я их никогда и не писал! Наверное, вас удивят эти мои заявления. Но это правда. Дело в том, что они приходят сами, и я едва успеваю их записывать… Причем сразу, целиком и без правок. Сейчас уже реже и гораздо меньше. А было время, которое я не могу назвать иначе, как сумасшествие. И это продолжалось, внимание! – четыре с половиной года. За это время я и записал 90 процентов всех своих стихов, а это семь сборников. За это время я получал такие отзывы от друзей и коллег:

Владимир Вейс, художник (Челябинск): «Арнольд, твои стихи – наши молитвы! В молитвах чаще просят, а ты благодаришь! Спасибо тебе!»

Любовь Филимонова (Пермь): «Прекрасные стихи, Арнольд Сергеевич, восхищаюсь вашей многогранностью и вашим талантом».

Галина Смолий (Пермь): «Арнольд Сергеевич! Какая глубина духа в Вас! Я горжусь Вами! Дай Бог Вам здоровья!»

Анастасия Мальгинова (Пермь): «Хорошие и мудрые стихи! Дай Бог каждому таких, своих стихов в душе!»

Когда я вышел из этого состояния живой, но сильно потрепанный, я не мог прикасаться к ним и читать их года два. Но когда я вернулся к ним, во-первых, я был немало удивлен тому, что это ведь я написал, во-вторых, я понял, что эти стихи должны работать, их необходимо как-то тиражировать, читать со сцены. Я пытался их отдать в руки профессиональных артистов, но то, как они их читали, меня совершенно не устроило. Были правильные интонации, чёткое произношение, но души я не почувствовал. И, я понял, что мне их надо самому читать со сцены. Благо за моей спиной уже был двадцатилетний опыт работы с актерами Пермского ТЮЗа. Да, это был пассивный опыт, так как занимался я с актерами хореографией, но это лучше, чем ничего. Сегодня я вновь с вами. Иначе быть не могло! Теперь я понимаю, что всё к этому и шло. И хореография, и стихи слились в единое целое, и этот процесс единения продолжается. Чем это завершится, известно лишь Небесам, а моя задача не сопротивляться тому, что происходит внутри моего сознания, внутри моего мира.


Сквозь пелену наветов и томлений,

На части разрывая мне висок,

Прокладывая рифмы сквозь сомнения,

Ко мне явилась Муза на часок.


Был лик ее суров и неприступен,

Швырнув мои огрехи мне в лицо,

Вердикт ее звучал: «Да, ты преступен,

Ты заступил не на свое крыльцо!


Но раз уж ты достиг моих владений,

Прими благословение и умри!

Умри для всех утех и развлечений,

А для меня – воскресни и твори.


- Арнольд, в ноябре Вы выступала с программой «Геометрия судьбы». О чем она? Как она создавалась?

Как я говорил выше, за 4-5 лет были написаны циклы. Тогда я и не думал, что сам буду эти стихи учить, читать и выступать. Этого даже в мыслях не было. Я просто писал, писал, писал. Потом когда все это написалось, то что-то успокоилось у меня внутри. И года два я отдыхал, а потом снова вернулся к этим стихам. Начал просматривать. И понял, к удивлению себе самому, что они мне нравятся (смеется), и я захотел учить их наизусть и делиться с друзьями. И когда пришла пора, то я понял, что из всего этого моря стихов нужно выбрать самые-самые, которые ко мне ближе всего. Первую программу, которую я сделал, я так и назвал: «Геометрия судьбы». На самом деле речь идет о моей судьбе, о том, как я шел от мысли к мысли, от чувства к чувству, от переживания к переживанию. Геометрия пространства моей души. Я отобрал 40 стихотворений. Они мои, они обо мне. Я их выстрадал. Когда я выучил всю программу, то начал свои выступления.

- Какие еще поэтические программы созданы, с которыми Вы выступаете?

Изначально я думал, что «Геометрией судьбы» всё и закончится. Но потом мне захотелось помочь людям найти самих себя, как я когда-то нашел себя в стихах, в хореографии, в музыке. И я снова начал искать в том море стихов те самые, которые помогут людям войти в тишину, услышать самих себя, проторить эту дорожку к самому себе, чтобы не бояться себя. Мы боимся остаться наедине сами с собой. Нам нечего сказать. Мы не знакомы очень часто сами с собой. Вот на эту тему я начал рассуждать, и оказалось, что она есть в моем море стихов. Я выбрал там 38 стихотворений и объединил их во вторую программу. Она называется «Шепот тишины». В этой программе можно услышать то, что я подслушал в тишине. И это всё я сейчас передаю моим друзьям, моим зрителям.

Третья программа создана искусственно, так как у меня не было плана искать среди моих стихов те, которые посвящены любви, взаимоотношениям, о том, что хорошо и что плохо в отношениях мужчины и женщины. Выяснилось, что и этих стихов у меня тоже около сорока. Я выстроил их в такой последовательности, чтобы раскрыть основные мысли. Эта программа называется «А сердце поет лишь в дуэте».

Чему же посвятить четвертую программу? О себе сказал, другим тоже, о любви рассказал, и неожиданно «заговорило сердце вдруг да все стихами, стряхнуло сон движением резким, поплакать бы теперь, да не с кем». Пришла эта фраза, и я снова начал поиски. Нашел стихи о неудачах, о грусти. Я еще эту программу не исполнял. Я пока что показывал только три свои программы. В основном я показываю первую и вторую. Все они интересны зрителям. Я и слезы вижу на глазах, и восторги. И вот с четвертой программой «Поплакать бы…» я еще ни с кем не плакал. Это предстоит в будущем.

Вечер Арнольда Райника «Геометрия судьбы» в Центральной библиотеке (г. Пермь, 2023 г.)

- Арнольд, как у Вас получается запоминать такой объем стихотворений?

Стихотворения учатся не как школьный вариант, выучил и рассказал, потому что, когда пытаешься не стихи рассказать, а эмоции вложить в каждое слово, в каждую буковку, тогда о тексте вообще не думаешь. То есть надо выучить это стихотворение до такой степени, чтобы моторика губ сама понимала, что, отключив сознание, я все равно смогу рассказать это стихотворение. Когда эмоционально читаешь, то текст невозможно помнить. Я думаю, что и актеры играют в первую очередь, а не читают выученные тексты. Все мои поэтические программы рождались сами собой, друг за другом. Приходилось, конечно, учить, зубрить. Выяснилась одна вещь: когда начинаешь подпускать эмоции к тексту, то текст напрочь забываешь. Его надо выучить настолько прочно. И я делаю это каждый день. Неделю я повторяю одну программу, неделю другую, и так проходит месяц.

- Будут ли еще программы? О чем? Вы уже это решили или это определится спонтанно?

Впереди пятая программа, хочу сделать ее юмористической. В моих больших стихах юмора, признаюсь, мало. Но у меня очень много смешных четверостиший. Около тысячи, не меньше. И малую часть я оформил в картинки, а остальные «лежат в столе», ждут своей очереди. И очевидно, что на следующий сезон я попробую сотворить пятую программу. Пока я о ней только думаю, даже названия еще нет. А вот следующая будет детская программа. У меня много детских стихов, и там, наверное, будут участвовать танцующие дети. А вот седьмая моя программа будет полностью на немецком языке. Мне приходит достаточно много переводов моих стихов. Я уже начал работать над этим и уже 4-5 стихотворений читаю на немецком языке наизусть. Например,


Ich trinke die Musik, den Seelendurst zu stillen,

Doch habe wieder Durst wie auf der Wustenreise.

In den Musik zergehen ist mein freier Wille.

Mich spalten in Atome und Noten kettenweise.


– Не получается мне музыкой напиться,

Я жадно пью ее, но голоден опять,

Войти в нее и в звуках раствориться,

На атомы и ноты душу разорвать».


Благодарим Арнольда Райника за искреннее интервью! Желаем ему осуществления всех задуманных планов, сил, терпения, любви зрителей, поддержки родных, друзей и коллег! И ждем его выступлений в наступающем 2024 году в разных городах России.