С 7 по 13 июля в Саратовской области прошла Арт-лаборатория для художников – российских немцев. Организатор проекта – Международный союз немецкой культуры. Теперь участники поделились своими впечатлениями с нами.
Место проведения проекта было выбрано неслучайно: в 2024 году отмечается 100-летие образования АССР Немцев Поволжья и 105-летие со дня создания первого государственного краеведческого музея об истории немцев Поволжья в Марксштадте (сегодня город Маркс). Участниками стали художники из числа российских немцев из различных регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Красноярска, Волгограда и Маркса.
Некоторые художники принимали участие в проекте уже не первый раз, но программа в этом году отличалась от привычного формата: помимо пленэров в живописных местах Поволжья участники посетили краеведческий музей в Марксе, Государственный исторический архив немцев Поволжья в Энгельсе, встретились с ведущими историками и этнографами, познакомились с архитектурой поволжских немцев в Марксе, Энгельсе, Саратове, в селах Красный Яр, Бобровка и Орловское. Это погружение в историю и культуру российских немцев давало особенный настрой на создание этюдов и картин, отражающих материальное наследие. Результатом Арт-лаборатория стала выставка картин со зданиями, связанными с жизнью АССР Немцев Поволжья.
Анна Парфеньева, ведущий менеджер МСНК, координатор Арт-лаборатории:
В рамках Арт-Лаборатории участники должны были зафиксировать здания бытового, ежедневного назначения. Если в 2017 году художники рисовали в основном кирхи и проект был приурочен к 500-летию Реформации, то сейчас это были аптеки, торговые лавки, учебные заведения, жилые дома. Выбиралась архитектура как городская, так и сельская. Выбирали разные здания, чтобы отразить с разных сторон жизнь немецких колонистов Поволжья. По итогам получилась выставка объектов культурного наследия российских немцев. До конца года выставка будет окончательно сформирована. В следующем году она будет представлена в Культурно-деловых центрах российских немцев и Российско-Немецких домах в различных регионах.
Я впервые работала с художниками. Каждый из них – профессионал в своем деле. Участники были замотивированы и отзывчивы, интересовались всеми пунктами программы. Я им очень благодарна за их участие! Считаю, что изображения зданий на картинах дают зрителям более объемное впечатление, приглашают погрузиться в историю, понять историю возникновения и развития, а также прочувствовать личность, эмоциональный посыл самого художника, их изобразившего.
Дмитрий Крель, художник-график, преподаватель, руководитель художественного направления творческого направления деятельности Международного союза немецкой культуры (ТОРН) (г. Екатеринбург):
Благодарю организаторов за то, что я смог принять участие в Арт-лаборатории. У меня масса впечатлений после проекта. Само место, где мы побывали, было для меня особенным. Программа была очень активная. Все художники совершенно разные. Везде, куда мы заезжали, мы нередко встречали внуков, потомков тех самых переселенцев. Они открыто рассказывали, где что было. В школьном сельском музее встретили бабушку, которая рассказала, как дед провожал ее в школу, куда она ходила, даже показала парту, за которой она сидела. И лицо у этой женщины было потрясающее, характерное. Были в одном селе в старой кирхе. Там тоже был мужчина – российский немец. Мы и с ним переговорили. И это общение с местными людьми оставило особое впечатление.
Я был на Арт-лаборатории в Марксе в 2016 году. Тогда было очень хорошо, что нас разделили на мини-группы. Мы никого не ждали, и каждый ездил в свои места. В этом проекте мы все были вместе. Динамика была ниже. На плэнерах делали этюды, потом дорабатывали их. Времени на это было мало. Однако все места, которые мы посетили, остались в памяти до сих пор. Они были выбраны для нас не случайно. Я надеюсь, что собранные картины войдут в передвижную выставку, иллюстрирующую архитектуру Республики немцев Поволжья.
Когда рисуешь старое здание, наблюдаешь, анализируешь, как оно строилось, пристраивалось. Это очень интересно. Рисуешь и сам представляешь, как жили люди. Когда я приехал в Филипповку, то мне казалось, что я рисую дом моего деда. Он построен так же, как у нас в Североуральске. Дома с четырехскатной крышей, такие же окна. У меня было чувство, что я в детство попал. Все мы родом из детства. И мне хотелось показать и впечатления из детства, и то, что мы видели.
Особенно хочу отметить работу нашего молодого поколения. Марина и Виктория – большие умницы. Умеют рисовать. Это усиливает нас в профессиональном плане.
Владимир Родионов, художник, основатель студии живописи (г. Волжский, Волгоградская область):
Арт-лаборатория длилась семь дней. И для меня она была как одно целое, которое глубоко легло в мою душу как одно из главных событий моей жизни. Знакомство с замечательными людьми, обладающими искренностью, внимательностью, добротой и ответственностью, всегда приятны и надолго запоминаются.
Я сделал две картины. Писал на одном дыхании, с приятным тревожным чувством осознавая факт нахождения на родине мох предков.
Нас везде встречал радушный прием. Работники музеев и священнослужители в кирхах принимали нас как близких и желанных родственников. Грамотно и доступно знакомили с историческим материалом. Профессор Игорь Плеве помог мне узнать точное место проживания и рождения моей мамы и бабушки.
Историческая правда событий прошлых лет – это память, которую не вычеркнуть из души. Жителям любой страны, любого государства нужно помнить свою историю и происхождение. Желаю огромного человеческого счастья, здоровья всем организаторам и коллегам, перешедшим в друзья, с кем познакомились на этом чудесном и очень нужном проекте.
Геннадий Гриков (Майер), фотограф, преподаватель (г. Москва):
Для меня Арт-лаборатория запомнилась в силу двух обстоятельств. Первое – это очень содержательное творческое общение с художниками. Не только теоретическое, но и технологическое. Буквально в каждом моменте художники находили темы пообщаться, отчего все получали огромное удовольствие. Я усмотрел для себя много полезного в том, что собрались художники из очень разных регионов России. Это места с очень разным характером. И у каждого из них, из нас, непростая судьба рода. Мы хоть и потомки депортированных переселенцев, но все равно несем боль нашего немецкого народа в России.
Второе, что меня особенно впечатлило, это бережное отношение к немецкой истории на территории бывшей Республики немцев Поволжья со стороны даже тех, кто на первый взгляд не имеет немецких корней, немецкой крови. Берегут, помнят. Немецкую мельницу в селе Красный Яр восстановил, заставил работать на новом оборудовании человек, приехавший из Мордовии. Примечателен тракторный завод в Марксе, который выпустил первый трактор в Советской России и самый первый трактор «Гном». Он стоит перед заводоуправлением. Всё бережно стараются восстановить. Я рад, что смог встретиться в Саратове с коллегами, с которыми раньше много работал и уже давно не виделся.
Во время Арт-Лаборатории у меня начали появляться идеи проектов. Я обсуждал их с другими участниками. Меня заинтересовали взаимопроникновение немецкой культуры в русскую и наоборот здесь, на территории России. Меня как фотографа заинтересовал бы проект визуализации этого взаимопроникновения, например, как вписана лютеранская кирха в облик Москвы, Саратова, Маркса. Или как внедрялась советская и внедряется современная российская архитектура в ткань бывшего немецкого города на примере Маркса. Конечно, такой проект был бы для фотографов очень сложным, так как наша работа зависит от положения солнца на небе, от погоды, от времени года. В этом смысле легче визуализировать внутреннее убранство домов. Но само стремление к визуализации очень важно. Пока есть, что фотографировать, это надо делать.
Марина Якушева (Ноак), художник-график (г. Санкт-Петербург):
Программа Арт-Лаборатории была очень насыщенной и в то же время гибкой. Участники вдохновлялись, набирались впечатлений, но при этом сохранялась возможность работы в своем комфортном темпе. Я старалась максимально погрузиться в атмосферу немецкого Поволжья, писать этюды с натуры, делать зарисовки и больше наблюдать. С огромным удовольствием писала Волгу при различных состояниях, дома и улочки Маркса, здания в селах Орловском и Бобровке. Благодаря такому подходу удалось собрать достаточно подготовительного материала и референсов для дальнейшей работы.
Меня особенно впечатлили прогулка по Марксу и выезд в Марксовский район, посещение католического храма и лютеранской церкви, посещение архива немцев Поволжья. Очень тронуло гостеприимство РНД Маркса и ЦНК Энгельса.
Проект был наполнен творчеством, вдохновением, погружением в историю, работой в кругу талантливых и опытных коллег. Уезжать, конечно же, не хотелось. Но для меня проект еще продолжается, так как впереди итоговая работа с собранным материалом.
Лилия Славинская (Филло), художник, график (г. Москва):
У меня остались очень хорошие впечатления после проекта. В первую очередь спасибо организаторам: Анне и Татьяне. Я считаю, что они великолепно справились с программой. Нам с ними было хорошо. Они заботились, интересовались. Это было неравнодушно. Это давало возможность работать с интересом. Я всегда рисовала с натуры, даже если и было +32. Рисовала те дома, которые остались в наследство от архитектуры немцев Поволжья. Один из домов это был Архив немцев Поволжья в Энгельсе. И второй дом – это лавка, в которой сейчас мебельный магазин. Там очень интересный декор, выложенный кирпичами. Считаю, что это уникально по красоте того, как выложено и как построено. Особенно интересно было, когда я пошла в подвал этого дома. Это просто чудо. Мне запомнилась река Волга. Она такая широкая. Длина моста – 3 километра. Мне понравилось, что благодаря проекту я очень много узнала из жизни немцев. Мои родственники – это немцы Закавказья. Они жили под Тифлисом в немецкой колонии. Это Ганжар в Азербайджане. Я много наблюдала, мне было интересно, что является общим для этого народа. Особенно мне интересно было увидеть работающую мельницу, так как мой прапрадед владел мельницей. И мне очень хотелось представить себе, какая она у него была. А она была очень большая. И вот теперь я представляю, что и как это было. И когда я была в Марксе и увидела хлебную биржу, амбары, лодки, на которых переправляли хлеб, пшеницу, муку. И благодаря этому я поняла, как мой прапрадед покупал, доставлял в Закавказье пшеницу и потом ее молол. Как художник, я была счастлива писать. И спасибо за такое обеспечение, и билеты, и питание, и проживание, и транспорт. Благодаря всему этому у меня создалось полное впечатление о жизни поволжских немцев.
Гала Кобер, художник-график (г. Пушкино, Московская область):
Очень были рады, что у нас снова появилась возможность всем встретиться, вместе поработать, снова побывать в Марксе. Жаль, что с нами не было уже Нины Лохтачевой (прим. Нина Лохтачева – художник-гравер из г. Златоуст, соосновательница мастерской «ЛиК», первый руководитель Творческого объединения российских немцев). Я по ней очень скучаю.
Мы интенсивно работали, и, как всегда, на жаре. Холсты дорабатывали в зале РНД Маркса, с кондиционером. Работали в Марксе, а жили в Саратове, много времени уходило на дорогу. Организаторы очень поддерживали. У нас было всё для работы. Нас старались организовать четко по времени. Но с творческими людьми это непросто. Особенно у кого другой часовой пояс. Но находили силы для работы, ложились порой в 5 утра по местному времени.
А в деревнях находили российских немцев. Порой случайно. Слушали их истории. Были в кирхах, слушали орган, поднимались на колокольню, которую я в прошлый раз рисовала. Красиво. Приятно. Волнительно. Мне напомнили организаторы, что я на пленэре в 2016 году нарисовала ее уже такой, как сейчас, хотя она была не завершена. Зато теперь она точно, как с моей картины. И романтический образ совпал. Реализовался наяву.
Безумно рады были «полетать в своей стае», как говорила Нина. Обменивались знаниями и секретами мастерства. Все старались работать максимально плодотворно. Очень приятное послевкусие от этого мероприятия. Некоторые нашли свои корни в архиве. И вообще Волга дает силы. Наверно предки помогают. В рамках отчетной выставки мы заметили интерес жителей Маркса к нам и нашим картинам. Это дорогого стоит.
Жаль, что у нас было мало времени. Я бы хотела во все картины добавить людей, сюжет. Сцены из жизни немцев Поволжья того времени. В этот раз распределили объекты. Я писала Дом урядника, историческое здание.
Роман Яшин (Хартман), художник, преподаватель (г. Москва):
Я был в третий раз на Арт-лаборатории. Всё было очень хорошо. Мы с Дмитрием Крелем вспоминали предыдущие проекты. И этот проект как раз был такой, как раньше. Программа была очень насыщенная. Времени на создание картин было достаточно мало. Все очень торопились. Я сделал две работы, но при этом очень много набросков, которые хочу в дальнейшем воплотить в работы.
Наталья Сапрыкина (Гертнер), художник, преподаватель (г. Маркс) :
Арт-лаборатория прошла чудесно. Программа была насыщенная. Я делала этюды с художниками. Тоже принимала участие в выставке в рамках программы «Волжские вечера». Для меня лично само общение с художниками, то, как они делятся друг с другом опытом, было очень важным и запоминающимся. Мы много общались, я получила много советов от мастеров. Я рада своему участию.
Александр Гельдт, художник (г. Пермь)
Арт-лаборатория – это первый опыт для меня. Активный график, знакомство с удивительными, увлеченными людьми и предвкушение художнической работы – то, что вспоминается в первую очередь. Приобретение наблюдений и пополнение сведений – бесценный опыт. Соприкосновение с реальностью позволяет лучше слышать голос воображения. Поэтому я сосредоточился на сборе информации и почти не рисовал, лишь начав один холст.
Основное впечатление – это предвосхищение творчества. Перед тем, как браться за краски, я погружаюсь в размышления, обдумывая технические и композиционные решения. Такая программа, как Арт-лаборатория, своим названием намекает на исследование, а значит, допускает желание заглянуть в будущее, предчувствовать образы, символы и смыслы. В свете чрезвычайно контрастной историографии немцев Поволжья для экспериментаторства открывается необъятное поле.
Причастность к процессу сохранения памяти – самое возвышенное состояние, которое можно только пережить. Оберегание наследия российских немцев наполнено человечностью и предполагает внимательное отношение к истории.
Виктория Бахерт, художник, основатель живописной мастерской (г. Санкт-Петербург):
Благодаря Арт-лаборатории я впервые оказалась в Саратовской области – на родине дедушки и бабушки со стороны отца. Судьбы их, деда, немца Августа Федоровича Бахерта, и бабушки, русской, Марфы Степановны Репановой, оказались схожи. В 20-е годы они маленькими детьми остались без родителей. Бабушка в семь лет со своими маленькими сестрой и братом пошла «в люди». Бабушка работала нянькой в чужих семьях. Дедушка во время голода маленьким мальчиком оказался в интернате, потеряв связь со своей семьей. Будучи уже взрослым, дед Август Федорович сумел разыскать своих мать и сестер.
А выше по Волге в Самарской области – родина моей бабушки со стороны мамы. Страшный 1921 год она тоже помнила. На тот момент моей бабушке, Таисии Александровне Лабухиной, было 6 лет. Из шестерых детей в семье она одна подходила по возрасту в американский детский сад, организованный в г. Бузулуке. Всю жизнь она с благодарностью хранила портрет Фритьофа Нансена. Он всегда висел у нее на стене. Поэтому история создания памятника Фритьофу Нансену на Хлебной пристани в Марксе, рассказанная нам во время Арт-лаборатории, отозвалась во мне лично. Маленькая девочка, изображенная на памятнике рядом с Ф.Нансеном, символизирующая благодарных детей Поволжья, одновременно предполагает образ бабушки автора идеи памятника Александра Камаева. Она всегда повторяла: «Я жива только благодаря Фритьофу Нансену».
Большое впечатление произвел Саратов. Красивый город с архитектурными стилями конца XIX – начала XX веков, азиатскими тополями, пирамидальными кипарисами и великолепной речной набережной.
На другом берегу Волги расположился город Энгельс. Всего час ходьбы по мосту, и ты в другом городе. Здесь рядом с современными домами отдельными островками сохранились деревянные и кирпичные дома с двускатными и четырехскатными крышами, иллюстрирующие дореволюционный быт волжан. На улице Пушкина запомнились три немецких кирпичных дома с характерными кирпичными воротами.
Я рисовала мельницу Шардта в селе Красный Яр. В Энгельсе рисовала немецкий дом на улице Пушкина и на улице Нестерова. В Марксе – особняк Карле, вид на Змеевые горы с Хлебной пристани, немецкую улочку, теперь Коммунистическая. В Саратове рисовала Волгу. Рисовать было легко, все условия были для этого созданы организаторами пленэра. В материалах недостатка не было.
Программа была насыщена событиями. При этом проходила в удивительно комфортных условиях и в удивительно теплой приятной компании! Было много интересных встреч и знакомств, получено много исторической информации. Впечатления от увиденного и прочувствованного заряжают на творчество.
Я отправилась на проект, думая познакомиться с историей российских немцев, и неожиданно для себя прикоснулась к корням обеих ветвей своей родословной.
Каждый из художников в своем отзыве поблагодарил организаторов: они поддерживали творческую атмосферу, ориентировались на пожелания участников и по возможности всегда были рядом. Особая благодарность историкам и краеведам региона, сотрудникам Марксовского краеведческого музея и всей команде Местной национально-культурной автономии немцев Марксовского района за содействие и поддержку проекта.
В настоящее время продолжается концептуальное оформление экспозиции работ, созданных в рамках Арт-лаборатории. Первая выставка запланирована в Российско-немецком доме в Москве в 2025 году. После этого картины представят в регионах РФ в рамках сетевого проекта Российско-немецких домов и Культурно-деловых центров российских немцев. Познакомиться с наследием поволжских немцев, запечатленным на картинах, смогут все желающие.