Екатерина Шмидт из Подсосново порядка трех лет занимается гончарным ремеслом. К делу, которое когда-то казалось чем-то волшебным и недосягаемым, сподвиг выход на пенсию. Теперь Екатерина Эдуардовна не только изготавливает уникальные изделия из глины, но и обучает этому молодежь – не так давно в рамках фестиваля художественного творчества «Вместе мы сможем больше» она провела мастер-класс по гончарному ремеслу. О том, как пенсионерка отправилась в велотур обучаться гончарству, о ее маленькой мастерской и том, как она сама готовит глину, читайте в нашем материале.
«Мне всегда нравились изделия из стекла и глины. В умелых руках стеклодувов и гончаров из этих материалов получаются настоящие произведения искусства. Это словно волшебство какое-то, – рассказывает Екатерина Шмидт. – О том, чтобы у нас в селе заняться стеклоделием не было и речи: слишком сложная технология, поэтому я решила научиться гончарному делу».
Обучаться Екатерина решила у народного мастера Алтайского края, гончара Виталия Гычева. И отправилась она к нему на велосипеде, преодолев за десять дней более 600 километров. «Познакомиться с именитым гончаром мне удалось, а вот взять у него уроки – нет. Он как раз собирался в поездку в Турцию, участвовал там в каком-то мероприятии. Посоветовал мне своего ученика Илью Калашникова. Так, на обратном пути я остановилась в Барнауле на три дня и узнала о тонкостях гончарного ремесла в мастерской Ильи».
Приобретя гончарный круг, Екатерина стала осваивать новое для нее ремесло. Даже научилась сама обрабатывать и готовить глину. Приобрести готовую пенсионерка позволить себе не могла, пришлось научиться по видеоурокам в Интернете. «Получалось, конечно, не сразу, – признается Екатерина Эдуардовна. – Очень долго пришлось учиться отделять песок от глины. Методом проб и ошибок, научилась различать, какую глину брать можно, а какую нет. Какая-то не подходит по жирности, в какой-то слишком много песка. Сейчас с уверенностью могу сказать – моя глина получается не хуже, чем, например, французская, с которой я работала в мастерской у Ильи».
На этом начинающая керамистка не остановилась и решила посмотреть, как обстоят дела с гончарным ремеслом в Узбекистане. Обучалась там у местных гончаров. Встретили радушно, с удовольствием обучали. По словам Екатерины Эдуардовны, основная технология, принципы работы – одинаковые, отличия – в стиле исполнения, это, конечно, связано с национальными особенностями, образом жизни.
Сегодня у Екатерины Шмидт своя небольшая мастерская, даже приобрела маленькую печь для обжига. Времени на пенсии много, делает изделия в свое удовольствие – посуду, керамические статуэтки, подарки к праздникам. Проводит экскурсии, мастер-классы для школьников, однажды в гости приходили даже детсадовцы.
На вопрос о том, были ли в семье ремесленники, Екатерина отвечает: «Семья у нас была большая, работы и забот всегда хватало. Я – десятый ребенок из двенадцати детей. Папа у меня плотничал, руки, как говорится, росли из нужного места. А так на творчество времени особо не было. Хотя мама хорошо играла на пианино, отец – на балалайке. Оба нигде не учились, просто у них был хороший музыкальный слух. Я вот нашла время на дело, ставшее теперь любимым, только переехав в квартиру. Дети разъехались, работы по дому мало, вот и творю потихоньку», – смеется Екатерина Эдуардовна.

