В мастерской Александра Попп – российского художника немецкого происхождения – оживают не только образы, находя свое отражение через цвет, свет и форму на полотнах, но и сама жизнь. «Когда я переступаю порог мастерской, чувствую, что только в этот момент начинаю по-настоящему жить», – говорит художник. И хотя официально Александр Попп уже давно на пенсии, день без мастерской для него невозможен.

С самого детства рисование было для Александра «естественной формой жизни», он творил всегда, поэтому выбор профессии художника был закономерным и искренним. Окончив Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова, со временем Александр Попп развился в самобытного, ни на кого не похожего художника. После двух крупных выставок – групповой и персональной – в залах Красноярского Союза художников (1987 г. и 1988 г.), где он заявил о себе, был принят в Союз художников России (1989 г.).

О техниках и творческом процессе

Зима. Саяны. 2018. Бумага, китайская тушь, 73х103

Зима. Саяны. 2018. Бумага, китайская тушь, 73х103

Своим звонком я застала 78-летнего художника в мастерской. Рассказать о себе и своем творчестве, отвлекшись от насущных дел, Александр Александрович с удовольствием согласился. «Основное на сегодня я уже сделал, – говорит художник. – Да и бываю я здесь каждый день. Ведь для меня это не работа, а вся моя жизнь».

Сегодня Александр Попп занимается преимущественно живописью маслом, хотя в его багаже немало работ, выполненных и в других техниках. Это и акварель, и графика, и офорт. Последним художник занимался на протяжении многих лет. Большой цикл его ранних работ о природе – именно офорты. Определенное влияние на него оказала дружба и совместная работа с известным офортистом Евгением Шепелевичем.

«От графики я со временем отошел в связи с развившейся аллергией. Иногда, конечно, возвращаюсь к ней, но делаю большие перерывы в работе с пастелью. А офортом совсем перестал заниматься, ведь работаешь с кислотами, что сильно отражается на здоровье».

«Какие-то работы создаются быстро, на какие-то нужно больше времени. Все зависит от внутреннего состояния», – признается художник. К своим работам он относится как к детям и не всегда с легкостью с ними расстается.

«Ведь ты рождаешь каждую картину и каждая из них тебе близка, словно ребенок.

Но художник работает не для себя, а для людей. Да и в мастерской их накопилось уже столько, что хранить негде». Какие-то картины подарены, какие-то проданы – они хранятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.

Вдохновение природой и осмысление бытия

Стремление. 2019. Холст, масло, 130х170

Стремление. 2019. Холст, масло, 130х170

За свою жизнь художник совершил десятки поездок. В биографии Александра Попп многочисленные путешествия по Красноярскому краю, по Енисею до таймырского поселка Диксона, по реке Хатанге до моря Лаптевых. Ездил по Хакасии, Байкалу, ходил на лодке по Ангаре, обследовал Красноярские Столбы. Путешествия по удивительным местам и знакомства с интересными людьми повлияли на мировоззрение художника.

«Мои работы – это своего рода обобщение того, что меня окружает. В них отражены мои чувства, мое душевное состояние, то, что я слышу и вижу.

Это не только природа и личное общение с людьми, но и телевидение, радио, газеты. В какой-то момент в сознании возникает образ, и я переношу его на бумагу».

Картины художника наполнены философским осмыслением гармонии природы и ее хрупкости, размышлениями о первозданном облике Земли, о мире, величественном и загадочном, овеянном дыханием вечности, но оказавшимся беззащитным перед бездумной деятельностью человека.

Работа с натуры и творческое уединение

На всех ветрах. 2008. Холст, масло, 80х100

На всех ветрах. 2008. Холст, масло, 80х100

Несмотря на то, что Александр Попп сегодня проводит все больше времени в мастерской, о годах активных путешествий, живописи на пленэре и людях, которые ему повстречались на его жизненном на пути, он вспоминает с восхищением и теплом.

«Многие годы я путешествовал с этюдником. Однажды я отправился в горы с альпинистами и остался там жить на три года. Сам я никогда альпинизмом не занимался, но, познакомившись с этими людьми, увидел гигантский новый мир. Писал портреты, пейзажи. Многое раздарил, что-то до сих пор лежит в папке».

Сфинкс Байкала. 2001. Холст, масло, 80х100

Сфинкс Байкала. 2001. Холст, масло, 80х100

Часто художник вспоминает и свои путешествия на кораблях, случаи, когда потребность в творчестве и уединении брала верх и заставляла выйти из зоны комфорта. Художник часто сходил с кораблей в отдаленных от крупных городов местах, оставался в небольших поселениях, знакомился с культурой местных жителей, с их укладом жизни и промыслом – рыбалкой, охотой.

«Я не люблю групповые выезды, я немного индивидуалист. Люблю оставаться наедине с природой, вдали от городской суеты, чтобы никто не отвлекал.

И знаете, люди, везде встречались очень добрые, гостеприимные, у кого-то я жил несколько недель, а где-то даже месяц», – рассказывает он.

Жизнь и работа в Китае

Оберег Китая. 2019. Холст, масло, 150х150

Оберег Китая. 2019. Холст, масло, 150х150

Большое место в творчестве художника занимают работы, посвященные Китаю. Впечатления, полученные во время жизни и работы в другой стране, нашли отражение в таких картинах, как «Цветы буддийского монастыря», «Пагода. Китай», «Китайский синдром», «Пирамида Китая» и многих других.

«В Китае осталось много моих работ. Среди них и специально написанная для этой страны картина о космосе, размером 3х5 метров. Что-то можно встретить в музеях, что-то в частных коллекциях».

Работы Александра Попп не раз выставлялись на групповых выставках в Китае, были напечатаны в местных журналах, а также вошли в издание «Художники России» (Китай).

«Китайское искусство прекрасно. Но сравнивать Китай и нашу страну просто невозможно. Это совершенно разные цивилизации, разная культура. Да, я там жил и работал, но, знаете, это не мое».

Настоящим домом для художника остается Красноярск с его пейзажами, русской речью, знакомыми людьми и мастерской: «Здесь я дома», – признается Александр Александрович.

Общественная деятельность и объединение художников

После бури. Таймыр. 1995. Холст, масло, 100х120

После бури. Таймыр. 1995. Холст, масло, 100х120

С начала 1990-х годов Александр Попп активно участвует в общественном движении российских немцев. Приехав на первый Всесоюзный съезд советских немцев в Москву, художник познакомился с Генрихом Мартенсом (с 1991 года по 2022 год председатель Международного союза немецкой культур, прим. ред.) и стал одним из инициаторов возрождения активной творческой и выставочной деятельности немцев России.

«В 1991 году совместными усилиями мы провели в Москве первую после 54-летнего перерыва (с 1937 г.) выставку работ немецких художников», – вспоминает он.

Выставка «Искусство российских немцев», объединившая двадцать шесть художников, прошла на престижной выставочной площадке столицы, в Центральном доме художника. Это событие стало знаковой вехой в истории немцев России и открыло новую страницу для возрождения и сохранения их культурного наследия. За этой выставкой последовал ряд других, не только в России, но и в Германии. В 1992–1993 годах картины Александра Попп были представлены в групповой выставке «Немецкие художники из России» в Дюссельдорфе, Мюнхене, Берлине и Бонне.

Ночь в низовьях Енисея. 2007. Холст, масло, 50х100

Ночь в низовьях Енисея. 2007. Холст, масло, 50х100

Значительную роль Александр Александрович сыграл и в объединении художников Сибири. «После прошедшей в Москве выставки ехал на поезде в Красноярск и решил выйти в Новосибирске, чтобы посетить местный Российско-Немецкий Дом. Познакомился, предложил провести выставку, согласились. Выставлялись на разных площадках города – в музеях, галереях, в самом Российско-Немецком Доме». Единомышленников искали через центры немецкой культуры, иногда встречали немецкие фамилии в средствах массой информации и связывались с людьми. «Как-то по телевизору я услышал о выставке канского художника Бруно Диля, нашел контакт, позвонил, предложил сотрудничать. Вспомнил, что в училище на параллельным курсе учился Юрий Гинтнер, тоже немец, привлек и его». Так, постепенно собрав вокруг себя круг единомышленников, Александр Попп возглавил созданную по его инициативе в 1995 году Ассоциацию «Художники – немцы Сибири». Объединение стало одной из первых творческих организаций российских немцев (Творческое объединение российских немцев, объединившее художников, литераторов, театралов и представителей других творческих профессий со всей России было основано намного позже, в 2010 году, прим. ред.).

На вопрос о том, что, помимо национальности, объединяет участников ассоциации, Александр Попп отвечает: «Сама жизнь. Немецкая культура. Сибирские пейзажи. Вы знаете, мне кажется, кто бывает на наших выставках, видит наш немецкий характер. Ну скажем, также, например, виден и бурятский характер у художника-бурята».

Выставки дома и за рубежом

Осень. Саяны. 2008. Холст, масло, 80х90

Осень. Саяны. 2008. Холст, масло, 80х90

Работы Александра Попп экспонировались не только в России, Германии и Китае, в его биографии и участие в выставках в Париже и Словакии.

«Я много участвовал в групповых экспозициях. Это прекрасная возможность встретиться с художниками, пообщаться, увидеть, кто чем занимается».

Александр Александрович отмечает различие в выставочной культуре разных стран: например, в Германии запомнилась пунктуальность, в то время, как в России «зрители тянутся еще какое-то время после открытия», в Китае – «большие выставочные залы и радушие посетителей».

«Многие художники работают и выставляются за границей и сейчас, но я перестал ездить. В последнее время все больше предпочитаю выставляться индивидуально». Так, по словам художника, можно действительно показать то, что сделано – работы в разных техниках, разных жанров и годов; пообщаться со зрителем, получить обратную связь и ни с чем не сравнимые эмоции.

«Я никогда не навязываю зрителю свое мнение. Даю каждому возможность видеть в картине то, что он хочет.

Я ее создал, руководствуясь своими чувствами и взглядом на жизнь, а дальше уже дело каждого – кому-то мои работы близки, кто-то их критикует. Но эта работа со зрителем всегда очень важна, порой она помогает увидеть ошибки и исправить их». Как признается художник, бывали случаи, когда он переписывал картину уже после того, как она побывала в выставочном зале. «Когда работаешь, замыкаешься в себе и можешь не увидеть какие-то ошибки. В зале смотришь на картину со стороны, как зритель, и видишь ее иначе».

В ожидании новой выставки в Москве

Олень и солнце. Таймыр. 2005. Картон, соус, пастель, 100х70 / Ожидание. Таймыр. 2005. Картон, соус, пастель, 100х70

Олень и солнце. Таймыр. 2005. Картон, соус, пастель, 100х70 / Ожидание. Таймыр. 2005. Картон, соус, пастель, 100х70

В новой московской экспозиции «Сибирь. Горизонты и лица», которая откроется 25 февраля в Российско-Немецком Доме в Москве, Александр Попп представит работы, охватывающие огромный географический и жанровый диапазон – от Саянских гор до Таймыра. Среди картин – портреты альпинистов, коренных народов и этнических групп, проживающих вдоль берегов Енисея, также жанровые сцены и пейзажи.

«За каждой картиной стоит целая тема, у меня много забавных и трогательных историй, которые я люблю рассказывать в диалоге со зрителем», – приглашает художник.

Почему стоит прийти?

Дерево и город. 2002. Холст, масло, 100х100

Дерево и город. 2002. Холст, масло, 100х100

Александр Попп предлагает погрузиться в его мир – полный поиска, памяти и глубокой личной связи с природой и людьми. Его работы хранят отголоски сибирских просторов и культурных переживаний, создавая мосты между прошлым и настоящим, между природой и цивилизацией.

«Мои картины – это не просто изображения, а отражение моего внутреннего состояния, реакция на окружение и время», – подчеркивает он.

Приходите, чтобы увидеть разные уголки Сибири глазами Александра Попп и окунуться в атмосферу его мастерской – места, где по-настоящему живет художник и где рождается искусство.

Автопортрет. 2022. Холст, масло, 70х50

Автопортрет. 2022. Холст, масло, 70х50


Более подробная биография и творчество художника представлены в каталоге «Небу, напоминание о графике. Александр Попп. Живопись. Графика», изданном в рамках Всероссийского конкурса грантов «Российские немцы в авангарде будущего» в 2022 году.