5 октября в России отмечается день учителя. Учитель – это особенная профессия, требующая большой ответственности. Занимаясь с детьми, педагоги вкладывают в свою работу не только знания, но душу. Настоящих учителей дети помнят годами, они оказывают влияние на выбор ими профессии или даже жизненного пути. Накануне праздничной даты мы побеседовали с учителем изобразительного искусства, художником Людмилой Зымалевой (Зиммель) из Москвы.

Людмила, Вы преподаете художественное искусство малышам, подросткам и уже студентам – будущим преподавателям. Как Вам это удается?

С детьми я работаю с третьего курса: начинала в художественных студиях с малышами и младшими школьниками, затем, окончив институт, стала работать в центре образования, в общеобразовательной школе. И через некоторое время поступила преподавателем на кафедру методики в Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина [прим. ред.: с 1990 г. – Московский педагогический государственный университет, сокр.: МПГУ], выиграв довольно большой конкурс на место: к этому времени у меня уже было много статей о вопросах преподавания. Несколько лет назад можно было наблюдать такую картину: от студентов из МПГУ, некоторые из которых были старше меня, я ехала в художественную студию к самым младшим моим ученикам от трех до пяти лет. А на следующий день утром преподавала в начальных классах общеобразовательной школы, а вечером вела занятия в студии на базе школы, в том числе и индивидуальные, по академическим дисциплинам с ребятами, у которых выраженные художественные способности. Таким образом, я преподаю и у маленьких, и у взрослых, по программам, как общеобразовательных, так и профессиональных учреждений. Все это очень интересно, везде своя специфика, которую обязательно нужно знать, иначе неизбежны проблемы. Это и есть методика преподавания. Многому учат в вузе, но больше постигается в процессе работы и при тесном общении с коллегами.

МК 2015

Мастер-класс по иллюстрации (Российско-Немецкий Дом, 2015 г.)

В чем особенность преподавания для маленьких детей?

Прежде всего в том, что программы для такого возраста не обучающие, а развивающие. Развивать ребенка с помощью средств искусства целесообразно, начиная с трехлетнего возраста (можно и раньше, но этот возраст наиболее оптимален). Именно «развивать», а не обучать, ведь обучение – это процесс, который ведется в художественных школах с возраста примерно 11–12 лет. Существует тонкая разница между «развитием изобразительным искусством» и «обучением изобразительному искусству» и она заключается в разных целях этих процессов. Для малышей эта цель одна, для учащихся общеобразовательных школ другая, а для посещающих художественные школы третья. Я давала своим студентам задание провести опрос о том, как люди, не художники, относятся к рисованию, к его преподаванию в общеобразовательной школе и какой видят цель этого преподавания. Ответы, полученные более чем от 250 опрошенных, были весьма близки к тем, которые дали бы профессионалы: в основном, отмечают, что «рисование необходимо для общего развития» и «развития мелкой моторики, глазомера, фантазии». Я думаю, что родители малышей руководствуются именно этим упрощенно сформулированным, но, в целом верным, пониманием важной роли изобразительного искусства в становлении личности своего ребенка.

А нужно ли вообще всем учиться рисовать? Зачем? В чем роль этого предмета в школе и в жизни?

Детство ребенка иногда сравнивают с детством народов: у каждого народа есть национальные танцы, песни и изобразительное искусство. Люди издавна тянулись к прекрасному. И нормально развивающийся ребенок тоже в той или иной степени хочет танцевать, петь и рисовать. Эти знания позволяют ему лучше познать мир и проявить себя. Изобразительное искусство способствует развитию абстрактного мышления. Без развитой моторики нет развитого человека. В общеобразовательной школе изобразительное искусство также является предметом, позволяющим ребенку вне отрыва от полноценного учебного процесса, расслабиться, погрузиться в себя, выразить себя, и быть готовым снова к изучению более психофизически затратных предметов. Ребенок, знакомый с разнообразным миром изобразительного искусства, его разными направлениями и стилями, будет более гибким, терпимым, внимательным и понимающим членом общества. В 2012 году я была приглашена телекомпанией «Юго-Запад» для участия в образовательной программе, посвященной вопросам преподавания изобразительного искусства в школе. В интервью я много рассказывала о важности рисования в школе и доме.

Людмила, Вы несколько лет являетесь председателем художественной номинации Всероссийского конкурса «Друзья немецкого языка». Какие работы присылают дети? Как Вы их оцениваете?

Традиционно ни одно жюри не раскрывает и не поясняет свои методы работы, критерии оценки, и, зачастую, вовсе не потому, что им есть, что скрывать – просто очень много тратится сил и времени на основную работу. Поэтому могу в общих чертах приоткрыть то, что часто считается и иногда является тайной. Все всегда зависит от того, какие работы прислали и сколько их. Практически ни разу не применяется полностью одна система сортировки и оценки. Но общие алгоритмы такие: прежде всего мы сортируем работы по возрастам. Потом – по видам изобразительного искусства: живопись, графика, композиция. Затем происходит деление по техникам и материалам, например, живописные работы можно поделить на гуашевые и акварельные. И потом, в зависимости, от того, сколько работ прислано, мы используем разные технические методы оценки, но при этом всегда в жюри несколько профессионалов, и, в большинстве своем, это художники-преподаватели, потому что очень важно разбираться именно в детском творчестве. Понимать, что есть возрастные особенности и то, что хорошо для ребенка трех лет, скажем, уже не так оригинально у ребенка в семь лет и наоборот. Неспециалист зачастую не понимает, какие сильные стороны проявляются в работах малышей. На разных этапах работает то председатель и его помощник, то члены жюри, и всегда есть перепроверка. Мы обязательно проверяем наличие срисовок, увы, это бывает. В этом году – первый раз за всю историю конкурса – нам были присланы не просто срисовки, а чужие работы, просто скачанные из Интернета. Таких работ ничтожно мало. И это не хочется комментировать. Зато есть то, что не уравновешивает, а даже перевешивает такие случаи. В этом году у нас в двух подноминациях сразу три Гран-при! Это очень необычное и радостное явление. В самой высшей оценке есть свои градации, особенно когда она ставится по многочисленным критериям. И когда несколько членов жюри оценивают одну работу одинаково... одинаково высоко по всем критериям... Это прекрасно и такое бывает не каждый год. Конкурс растет с каждым годом, в этом году это был уже не просто конкурс, а несколько в одном, так как присланных работ и их разнообразия хватило бы примерно на 7–10 отдельных конкурсов рисунка. Я очень долго могу говорить о том, какие замечательные работы были присланы и выбраны нами – но лучше все увидеть своими глазами – посмотрите каталоги!

Вы не просто являетесь членом жюри, Вы проводите мастер-классы для победителей конкурса. Какие это мастер-класс? Каковы их результаты?

Это уникальные мастер-классы, у них есть интересная специфика: с одной стороны, это очень широкая возрастная группа, скажем. в этом году есть ребята трехлетнего возраста, а самой взрослой победительнице 44 года. Во-вторых, нет возможности разделить победителей художественной и других номинаций, то есть на занятии могут присутствовать участники, возможно вообще не рисующие. Поэтому очень важно подобрать темы, которые будут интересны, доступны всем, но при этом включать что-то новое для уже имеющих опыт в рисовании. Это всегда очень сложно. В этот раз в июне я провела онлайн мастер-класс по китайской живописи. Надеюсь, что будем повторять тему оффлайн уже в октябре во время встречи победителей конкурса.

Еще я проводила мастер-классы в Российско-Немецком Доме в Москве для всех желающих. Традиционно они были в апреле в рамках «Весеннего фестиваля» и в декабре в предрождественское время.

МК в РНД 2013 Мастер-классы для победителей конкурса Друзья немецкого языка

Мастер-класс для победителей конкурса Друзья немецкого языка «Кисть танцует, а тушь поет» ( Российско-Немецкий Дом, 2013 г.)

Людмила, Вы действительно много времени уделяете своим ученикам. Поддерживаете ли Вы с ними связь? Наблюдаете ли за их успехами?

Конечно, мне нравится видеть, как год за годом развивается ребенок, как меняется его техника. Я обязательно создаю альбомы их творчества разных периодов. Иногда ученики присылают мне свои работы по почте, в WhatsApp, когда они уже закончили обучение, либо находятся на каникулах. Недавно был очень приятный и трогательный случай: почти через десять лет мне написал мой любимый ученик, который занимался у меня в школе не только на уроках, но и ходил на дополнительные занятия, сказала бы – кружок, но не люблю это слово, оно какое-то чуть-чуть легкомысленное. Оказалось, что он учится на мультипликатора на третьем курсе кинематографического института. И, считает, что наши занятия повлияли на его выбор профессии. На самом деле, мальчик из творческой семьи, там явно не только я на что-то повлияла, но так приятно, что наша с ним работа была не только замечательной в процессе, что само по себе уже немало важно, но и позже принесла определенный результаты. Если говорить о студентах, то я со многими поддерживаю связь – мне звонят, пишут, советуются, кому-то пишу я, если есть интересные проекты. Многие мои студенты – уже давно коллеги, причем весьма опытные. С некоторыми из них я сотрудничаю профессионально, например, в жюри конкурса «Друзья немецкого языка» я пригласила двух прекрасных специалистов, которых когда-то с третьего курса обучала методике преподавания изобразительного искусства.

Благодарим Людмилу за интересное интервью и желаем ей всегда находить время не только для учеников, но и для собственных творческих проектов. В настоящее время Людмила с другими художниками из Творческого объединения российских немцев готовит выставку в Российско-Немецком Доме в Москве.