Мария Федоровна Жаброва родилась в небольшом поселке на Кузбассе. Вот уже 25 лет она работает в Центре немецкой культуры в родном Ленинск-Кузнецке и возглавляет местную национально-культурную автономию немцев.

В этом небольшом шахтерском городке живет много немцев. В 2000-ые годы в Центре немецкой культуры было очень оживленно: здесь работали 7 групп по изучению немецкого языка, а на национальные праздники собирались больше 200 человек. Сейчас Мария Федоровна много внимания уделяет социальной работе: помогать пожилым российским немцам она, чьи родители были репрессированы, считает своей обязанностью.

Отец Марии Федоровны – Федор Федорович Краус – был веселен вместе с семьей с Волги. Работал на лесоповалах Кузбасса, а потом в Осинниковской шахте. Мама Марии Федоровны – Ольга Ивановна Шрейбер – немка с Украины. В первый год войны она тоже оказалась на Кузбассе. «Мои родители познакомились здесь, в Сибири. После войны они жили под коммендатурой, вернуться на родину никому было нельзя. И у мамы, и у папы на родине остались семьи. Их попросту разделили перед депортацией. Связь со своими родными спустя долгие годы они не смогли восстановить. Это тяготило моих родителей всю жизнь. Папа с мамой не могли узаконить свой брак, и мы, семеро детей, при живом отце оставались с прочерком в графе «отец» в свидетельствах о рождении. Всю жизнь они искали свои первые семьи, и всё напрасно», – рассказывает Мария Федоровна.

Она вспоминает, как впервые получала свой паспорт. Тогда в нем была обязательная отметка о национальности. «Когда я вернулась домой, отец тихонько спросил у мамы: «Оля, какую национальность Маша указала в паспорте?». Конечно, у меня было написано, что я немка. А как иначе? Помню, папа даже заплакал. Мне в паспортном столе предлагали написать, что я русская, но я наотрез отказалась», – говорит Мария Федоровна.

Еще в детстве мама научила ее вести домашнее хозяйство, прясть и шить. Сейчас все свободное время Мария Федоровна посвящает вышивке. Она вышивает лики святых и традиционные шпрухи российских немцев с наставлениями, пожеланиями и напоминаниями о семейных ценностях. Рядом с изречениями на работах мастерицы часто можно увидеть красивые цветы. В ее коллекции – более 60 шпрухов, вышитых разными способами.

Шпрухи, вышитые М. Ф. Жабровой

Шпрухи, вышитые М. Ф. Жабровой

«Раньше я вышивала изречения только готическим шрифтом, а однажды нашла в Центре немецкой культуры небольшую книжечку со шпрухами. Кто-то из местных пожилых немцев уезжал в Германию и, видимо, принес ее к нам в центр. Так я смогла разнообразить свое творчество, и у меня в коллекции появились шпрухи с другими начертаниями», – рассказывает мастерица.

Мастер-класс М.Ф. Жабровой в Центре немецкой культуры в Ленинск-Кузнецке (Мария Федоровна первая справа)

Мастер-класс М.Ф. Жабровой в Центре немецкой культуры в Ленинск-Кузнецке (Мария Федоровна первая справа)

Сейчас Мария Федоровна начала вышивать пословицы и поговорки на немецком языке. Это новый творческий виток мастерицы. «Творчество – это моя отдушина. В вышивании я нахожу утешение от всех жизненных неурядиц. Жалею, что в молодости не вышивала. Сейчас тороплюсь – вышиваю картину за картиной. Уже больше ста картин вышила. Дети, бывает, говорят: «Мама, ну вышила одну и хватит». А я не могу бросить, мне надо еще», – говорит Мария Федоровна.

В свои почти 70 лет она не боится учиться новому. Однажды она гостила у дочери в Санкт-Петербурге. Проходя по оживленной туристической улице, увидела у одного мастера необычные шуршащие палочки. Ей очень понравился необычный мелодичный звук. Подошла, расспросила – оказалось, что это флейты дождя. Вскоре Мария Федоровна сама научилась делать такие же. Сейчас она выставляет свои музыкальные инструменты на выставках. В ее коллекции осталось всего несколько флейт – остальные она подарила своим знакомым и друзьям.

Мария Федоровна признается, что если бы не поддержка семьи, она бы уже закончила свою общественную работу. Муж и дочери постоянно поддерживают все ее идеи и начинания. С такой опорой ей ничего не страшно. Сейчас мастерица много времени уделяет своим внукам и правнукам – их у счастливой бабушки уже восемь.

Семья Жабровых. Мария Федоровна Жаброва третья справа.

Семья Жабровых. Мария Федоровна Жаброва третья справа.

Текст Евгении Гамовой.