В 2022 году состоялся первый Международный конкурс пьес по истории и культуре российских немцев «Театральная летопись», организованный Международным союзом немецкой культуры и Творческим объединением российских немцев. По итогам обсуждения и голосования жюри Гран-при конкурса было присуждено пьесе «Жизнь с привилегиями ”навечно“». В преддверии празднования Всемирного дня театра вспоминаем автора пьесы Николая Алексеевича Волохова (Кноблих).
В пьесе Николая Алексеевича «Жизнь с привилегиями „навечно“» показана судьба семьи Кноблих с 40-х годов прошлого века до наших дней: во время войны 13 человек из них насильственно переселяют из поселка Гросслибенталь под Одессой в Польшу немецкие солдаты, а в 1945 году советские войска перевозят их в Республику Коми, на лесоповал вблизи станции Малая Пера. Несмотря на все тяготы и лишения, женщины Кноблих находят в себе силы жить, работать, любить. Образуются браки, рождаются дети, в том числе в 1949 году Николай, будущий автор пьесы. В 1955 году семью освобождают от спец.поселения, но не дают права возвращаться домой. Только спустя годы Николай Алексеевич приезжает в поселок Гросслибенталь, чтобы увидеть родовое гнездо Кноблих. Пьеса заканчивается в 2010 году, когда дети репрессированных семей вспоминают прожитые годы. В конце пьесы автор стоит со своей книгой «Малая Пера, помню тебя».
Документальная автобиографическая драма, повествующая о жизни в жестокое время депортации, нашла отклик у зрителей из числа российских немцев и тех, кто впервые услышал об этой трагической странице истории. По воспоминаниям дочери автора Зои Николаевны Поздеевой «задачей [Николая Алексеевича], его острой внутренней потребностью было успеть написать и опубликовать именно эти воспоминания в память о матери, о своей семье, о своём прошлом. [После выхода пьесы в Национальном музыкально-драматическом театре Коми] телефон в квартире родителей разрывался от звонков людей, узнающих себя в этих событиях, или их детей и внуков. Окунувшись в своё страшное прошлое, эти люди не замечали литературных шероховатостей, они были благодарны».
Кажется, сама судьба собирала для него сюжеты. «На лесном участке по заготовке древесины в шести километрах от посёлка Малая Пера от рабочей Екатерины Волоховой (в девичестве Кноблих)» родился сын Николай. Это произошло в 1949 году. Своей матерью он также считал родную тетю Фриду, выкормившую его молоком и, по сути, сохранившую ему жизнь. Все свое детство Николай Алексеевич провел в поселке Малая Пера в окружении своих многочисленных родственников. Их было насколько много, что «люди в магазинах очередь не занимали, когда узнавали, что впереди Кноблихи! Говорили, что в таком случае им уже точно ничего не достанется».
В 70-х годах Николай Волохов (Кноблих) уехал в Сыктывкар, с которым в дальнейшем связал свою жизнь: его приняли на историко-филологический факультет (отделение история) Коми государственного педагогического института (КГПИ), а в 80-х он заочно получил второе высшее образование в Ленинграде, закончив Высшую партийную школу.
После окончания учебы началась сложная и интересная трудовая деятельность. По распределению после института Николай Алексеевич работал учителем истории в сельской школе в Серёгово, отслужив год в армии, попал в отдел пропаганды Обком ВЛКСМ в Сыктывкаре. А потом стал работать в Министерстве. Дочь автора, Зоя Николаевна Поздеева, рассказывает об этом так: «В 1983 году отца назначили на должность первого заместителя министра культуры Министерства культуры Коми АССР. На этой должности он проработал ровно 20 лет. Это целая жизнь. На похоронах отца я очень хорошо запомнила фразу одного из выступающих: «Министров за эти 20 лет было много, а Волохов один».
Выйдя на пенсию, Николай Алексеевич работал начальником отдела информации и связи с общественностью в МЧС, затем в Центре народного творчества г. Сыктывкара. Переломным моментом в жизни Николая Волохова (Кноблих) стал 2010 год: он начал активно сотрудничать с Немецкой национально-культурной автономией Республики Коми, став через какое-то время заместителем председателя. Николай Алексеевич занимался обработкой документов, связанных с судьбами ссыльных немцев, посещал литературный клуб, участвовал в этнографических экспедициях в районные поселки и города.
Олег Францевич Штралер, председатель Немецкой национально-культурной автономией Республики Коми, так вспоминает это время: «Николай был человек творческий, он быстро находил общий язык с людьми. Да и таланты у него были: и петь он умел, и веселить, с юмором у него было хорошо. Мы в то время увлекались литературным творчеством, в автономии был литературный кружок даже. Его первая брошюра «Малая Пера, помню тебя» была им написана в начале 2010 года, он просил меня её почитать. Мы нашли средства и издали её отдельной брошюрой. Он был очень рад этому и провел её презентацию в Малой Пере, где она прошла народное обсуждение его земляков, многие из которых узнали себя, своих знакомых и близких. На этой основе он даже сделал корректировку своих воспоминаний, выпустив расширенную версию воспоминаний о своей семье под названием «В Сердце и памяти». В 2013 году возникла идея на основе выпущенной брошюры написать пьесу для театра, а в сентябре (17 сентября) в распечатанном виде (печатала дочь Зоя, сам Николай Алексеевич компьютером не владел) он принес её мне. Писать драматургическое произведение очень сложно, даже если и есть основа, откуда брать реплики героев. Николай Алексеевич много раз переделывал текст, сотрудничая с Национальным музыкально-драматическим театром Республики Коми».
При поддержке Международного союза немецкой культуры в 2014-2016 гг. прошли многочисленные гастроли пьесы «Жизнь с привилегиями „навечно“» по России. Зрители отмечали фактографичность, искренность, драматичность произведения. В 2016 году не стало Николая Алексеевича, посмертно автор и документальная драма были удостоены правительственной республиканской премии им. В.А. Савина в области драматургии и сценического искусства. В 2022 году Немецкая национально-культурная автономия Республики Коми отправила работу Николая Волохова (Кноблих) на Международный конкурс пьес по истории и культуре российских немцев «Театральная летопись».
Мы попросили дочь автора, Зою Николаевну Поздееву, поделиться с нами воспоминаниями об отце.
— Зоя Николаевна, расскажите, пожалуйста, как и почему Николай Алексеевич начал писать?
— Работа отца не была непосредственно связана с литературным творчеством, однако у него было много бумажной, назовем «писательской» работы. Он не просто работал с документами, как с безликими бумажками-отписками, а в силу своей натуры выполнял всю бумажную работу на совесть, в том числе вкладывая своё творческое начало. Дома у нас была огромная богатая библиотека — гордость отца. Постоянно пополнять её ценными дефицитными изданиями было его хобби. За всё время учёбы ни мне, ни старшей дочке, ни разу не пришлось бежать в библиотеку — вся школьная программа, в том числе литературная критика, была в библиотеке отца.
Что, по Вашему мнению, самое важное в пьесе, что сам Николай Алексеевич хотел передать читателям, а затем и зрителям? Почему в конце пьесы ее герой Николай стоит с книгой «Малая Пера»?
— Самое важное в пьесе для меня — это пример, который подал отец, пример того, как порядочный человек — сын, внук, родственник — отдаёт свой долг. Отец искренне считал, что публикация его воспоминаний, на основе которых позже была поставлена пьеса, его работа в немецкой диаспоре — это его долг перед матерью, предками.
Я не знаю, что конкретно отец хотел сказать последней сценой, вполне возможно, он имел в виду что-то своё глубоко личное, но, думаю, что где-то на подсознании у него был именно этот посыл: законченная книга — символ своего выполненного долга.
Именно поэтому мы решили, что его памятник на кладбище должен быть в виде закрытой книги с корешком и четко прорисованными страничками. Я сама нарисовала эскиз памятника и пришла с ним к художникам ритуальных услуг. Спасибо им огромное, что сделали всё именно так, как было задумано — ничего не изменив и не испортив.
— После прочтения пьесы есть впечатление «человечного лица» смотрителей. Ведь дочери главной героини Софьи всегда каким-то образом договаривались с «начальством». В пьесе нет ненависти, а есть свет. Как Вы думаете, хотел ли Николай Алексеевич это особенно показать, или это лишь впечатление?
— Нет, это не только впечатление. Это, действительно, внутреннее состояние всех высланных родственников отца — отсутствие обиды на власть. Будучи не особо грамотными, они, тем не менее, осознавали неотвратимость исторических передряг, в которых они оказались. Для них не было конкретных виновников. Это было жуткое время, страшное для всех. Моя мама (т.е. их невестка) в молодости часто расспрашивала старших женщин рода — обиды не было. Для них это было сродни землетрясению, буре — не будешь же обижаться на стихию. И я, повзрослев, задавала этот вопрос отцу. Никакой детской обиды. А в дальнейшем он был, не побоюсь этого громкого слова, истинным коммунистом. После смерти отца его партбилет по просьбе Национального музея мама передала им на хранение с частью материалов о его жизни. Огромное спасибо работникам Национального музея за профессионализм, тактичное и доброжелательное отношение к вдове Николая Алексеевича, за прекрасно организованный вечер памяти, выставку. Отдельная благодарность опытному сотруднику, много лет проработавшему под руководством Николая Алексеевича, Ларуковой Раисе Ивановне.
— Также после прочтения пьесы остается ощущение семейственности, родного локтя, счастья быть вместе, несмотря ни на что. А с кем лично Вы были знакомы? Было ли ощущение «большой семьи Кноблих» и у Вас?
— Да, действительно, ощущение большой семьи было. В моих детских воспоминаниях ярким пятном особое место занимают шумные, весёлые, красиво поющие родственники — поселковые гости в нашей большой квартире. Но так крепко держалось друг за друга то старшее, уже ушедшее поколение. Их дети и внуки в современном мире разлетелись кто куда. Мы с братом родились и получили образование в Сыктывкаре. Брат с семьёй давно живёт в Москве. Я со своей семьёй и мамой после смерти отца переехала в Сочи, на родину мамы. Моя старшая дочь, любимица Николая Алексеевича, его старшая внучка, учится в Санкт-Петербурге. Ей он успел передать огромный багаж знаний — многими своими успехами, в том числе творческими, она обязана именно деду. Младшим внукам, к сожалению, так не повезло. Так часто, отвечая на вопросы сына, хочется сказать, как когда-то говорила дочке: «А это надо тебе у дедушки спросить».
Теперь пьеса Николая Волохова (Кноблих) «Жизнь с привилегиями „навечно“» станет доступной для всех театральных коллективов, желающих включить постановку о депортации в свой репертуар. Мы публикуем весь текст на сайте Творческого объединения российских немцев. Будем рады получить обратную связь: видео, фотографии, ссылки на анонсы и отзывы, которые обязательно будут переданы Зое Николаевне Поздеевой, дочери автора.