В 2022 году состоялся первый Международный конкурс пьес по истории и культуре российских немцев «Театральная летопись», организованный Международным союзом немецкой культуры и Творческим объединением российских немцев. По итогам обсуждения и голосования жюри Гран-при конкурса было присуждено пьесе «Жизнь с привилегиями ”навечно“». В преддверии празднования Всемирного дня театра вспоминаем автора пьесы Николая Алексеевича Волохова (Кноблих).

В пьесе Николая Алексеевича «Жизнь с привилегиями „навечно“» показана судьба семьи Кноблих с 40-х годов прошлого века до наших дней: во время войны 13 человек из них насильственно переселяют из поселка Гросслибенталь под Одессой в Польшу немецкие солдаты, а в 1945 году советские войска перевозят их в Республику Коми, на лесоповал вблизи станции Малая Пера. Несмотря на все тяготы и лишения, женщины Кноблих находят в себе силы жить, работать, любить. Образуются браки, рождаются дети, в том числе в 1949 году Николай, будущий автор пьесы. В 1955 году семью освобождают от спец.поселения, но не дают права возвращаться домой. Только спустя годы Николай Алексеевич приезжает в поселок Гросслибенталь, чтобы увидеть родовое гнездо Кноблих. Пьеса заканчивается в 2010 году, когда дети репрессированных семей вспоминают прожитые годы. В конце пьесы автор стоит со своей книгой «Малая Пера, помню тебя».

Документальная автобиографическая драма, повествующая о жизни в жестокое время депортации, нашла отклик у зрителей из числа российских немцев и тех, кто впервые услышал об этой трагической странице истории. По воспоминаниям дочери автора Зои Николаевны Поздеевой «задачей [Николая Алексеевича], его острой внутренней потребностью было успеть написать и опубликовать именно эти воспоминания в память о матери, о своей семье, о своём прошлом. [После выхода пьесы в Национальном музыкально-драматическом театре Коми] телефон в квартире родителей разрывался от звонков людей, узнающих себя в этих событиях, или их детей и внуков. Окунувшись в своё страшное прошлое, эти люди не замечали литературных шероховатостей, они были благодарны».

Кажется, сама судьба собирала для него сюжеты. «На лесном участке по заготовке древесины в шести километрах от посёлка Малая Пера от рабочей Екатерины Волоховой (в девичестве Кноблих)» родился сын Николай. Это произошло в 1949 году. Своей матерью он также считал родную тетю Фриду, выкормившую его молоком и, по сути, сохранившую ему жизнь. Все свое детство Николай Алексеевич провел в поселке Малая Пера в окружении своих многочисленных родственников. Их было насколько много, что «люди в магазинах очередь не занимали, когда узнавали, что впереди Кноблихи! Говорили, что в таком случае им уже точно ничего не достанется».

В 70-х годах Николай Волохов (Кноблих) уехал в Сыктывкар, с которым в дальнейшем связал свою жизнь: его приняли на историко-филологический факультет (отделение история) Коми государственного педагогического института (КГПИ), а в 80-х он заочно получил второе высшее образование в Ленинграде, закончив Высшую партийную школу.

После окончания учебы началась сложная и интересная трудовая деятельность. По распределению после института Николай Алексеевич работал учителем истории в сельской школе в Серёгово, отслужив год в армии, попал в отдел пропаганды Обком ВЛКСМ в Сыктывкаре. А потом стал работать в Министерстве. Дочь автора, Зоя Николаевна Поздеева, рассказывает об этом так: «В 1983 году отца назначили на должность первого заместителя министра культуры Министерства культуры Коми АССР. На этой должности он проработал ровно 20 лет. Это целая жизнь. На похоронах отца я очень хорошо запомнила фразу одного из выступающих: «Министров за эти 20 лет было много, а Волохов один».

Выйдя на пенсию, Николай Алексеевич работал начальником отдела информации и связи с общественностью в МЧС, затем в Центре народного творчества г. Сыктывкара. Переломным моментом в жизни Николая Волохова (Кноблих) стал 2010 год: он начал активно сотрудничать с Немецкой национально-культурной автономией Республики Коми, став через какое-то время заместителем председателя. Николай Алексеевич занимался обработкой документов, связанных с судьбами ссыльных немцев, посещал литературный клуб, участвовал в этнографических экспедициях в районные поселки и города.

Олег Францевич Штралер, председатель Немецкой национально-культурной автономией Республики Коми, так вспоминает это время: «Николай был человек творческий, он быстро находил общий язык с людьми. Да и таланты у него были: и петь он умел, и веселить, с юмором у него было хорошо. Мы в то время увлекались литературным творчеством, в автономии был литературный кружок даже. Его первая брошюра «Малая Пера, помню тебя» была им написана в начале 2010 года, он просил меня её почитать. Мы нашли средства и издали её отдельной брошюрой. Он был очень рад этому и провел её презентацию в Малой Пере, где она прошла народное обсуждение его земляков, многие из которых узнали себя, своих знакомых и близких. На этой основе он даже сделал корректировку своих воспоминаний, выпустив расширенную версию воспоминаний о своей семье под названием «В Сердце и памяти». В 2013 году возникла идея на основе выпущенной брошюры написать пьесу для театра, а в сентябре (17 сентября) в распечатанном виде (печатала дочь Зоя, сам Николай Алексеевич компьютером не владел) он принес её мне. Писать драматургическое произведение очень сложно, даже если и есть основа, откуда брать реплики героев. Николай Алексеевич много раз переделывал текст, сотрудничая с Национальным музыкально-драматическим театром Республики Коми».

Сцена прибытия ссыльных немцев в Коми из спектакля «Жизнь с привилегиями „навечно“»

Сцена прибытия ссыльных немцев в Коми из спектакля «Жизнь с привилегиями „навечно“»

При поддержке Международного союза немецкой культуры в 2014-2016 гг. прошли многочисленные гастроли пьесы «Жизнь с привилегиями „навечно“» по России. Зрители отмечали фактографичность, искренность, драматичность произведения. В 2016 году не стало Николая Алексеевича, посмертно автор и документальная драма были удостоены правительственной республиканской премии им. В.А. Савина в области драматургии и сценического искусства. В 2022 году Немецкая национально-культурная автономия Республики Коми отправила работу Николая Волохова (Кноблих) на Международный конкурс пьес по истории и культуре российских немцев «Театральная летопись».

Николай Волохов с супругой (г. Сыктывкар, 1969 год)

Николай Волохов с супругой (г. Сыктывкар, 1969 год)

Мы попросили дочь автора, Зою Николаевну Поздееву, поделиться с нами воспоминаниями об отце.

Зоя Николаевна, расскажите, пожалуйста, как и почему Николай Алексеевич начал писать?

— Работа отца не была непосредственно связана с литературным творчеством, однако у него было много бумажной, назовем «писательской» работы. Он не просто работал с документами, как с безликими бумажками-отписками, а в силу своей натуры выполнял всю бумажную работу на совесть, в том числе вкладывая своё творческое начало. Дома у нас была огромная богатая библиотека — гордость отца. Постоянно пополнять её ценными дефицитными изданиями было его хобби. За всё время учёбы ни мне, ни старшей дочке, ни разу не пришлось бежать в библиотеку — вся школьная программа, в том числе литературная критика, была в библиотеке отца.

Что, по Вашему мнению, самое важное в пьесе, что сам Николай Алексеевич хотел передать читателям, а затем и зрителям? Почему в конце пьесы ее герой Николай стоит с книгой «Малая Пера»?

— Самое важное в пьесе для меня — это пример, который подал отец, пример того, как порядочный человек — сын, внук, родственник — отдаёт свой долг. Отец искренне считал, что публикация его воспоминаний, на основе которых позже была поставлена пьеса, его работа в немецкой диаспоре — это его долг перед матерью, предками.

Я не знаю, что конкретно отец хотел сказать последней сценой, вполне возможно, он имел в виду что-то своё глубоко личное, но, думаю, что где-то на подсознании у него был именно этот посыл: законченная книга — символ своего выполненного долга.

Именно поэтому мы решили, что его памятник на кладбище должен быть в виде закрытой книги с корешком и четко прорисованными страничками. Я сама нарисовала эскиз памятника и пришла с ним к художникам ритуальных услуг. Спасибо им огромное, что сделали всё именно так, как было задумано — ничего не изменив и не испортив.

Могила Н.А. Волохова (г. Сыктывкар

Могила Н.А. Волохова (г. Сыктывкар

После прочтения пьесы есть впечатление «человечного лица» смотрителей. Ведь дочери главной героини Софьи всегда каким-то образом договаривались с «начальством». В пьесе нет ненависти, а есть свет. Как Вы думаете, хотел ли Николай Алексеевич это особенно показать, или это лишь впечатление?

— Нет, это не только впечатление. Это, действительно, внутреннее состояние всех высланных родственников отца — отсутствие обиды на власть. Будучи не особо грамотными, они, тем не менее, осознавали неотвратимость исторических передряг, в которых они оказались. Для них не было конкретных виновников. Это было жуткое время, страшное для всех. Моя мама (т.е. их невестка) в молодости часто расспрашивала старших женщин рода — обиды не было. Для них это было сродни землетрясению, буре — не будешь же обижаться на стихию. И я, повзрослев, задавала этот вопрос отцу. Никакой детской обиды. А в дальнейшем он был, не побоюсь этого громкого слова, истинным коммунистом. После смерти отца его партбилет по просьбе Национального музея мама передала им на хранение с частью материалов о его жизни. Огромное спасибо работникам Национального музея за профессионализм, тактичное и доброжелательное отношение к вдове Николая Алексеевича, за прекрасно организованный вечер памяти, выставку. Отдельная благодарность опытному сотруднику, много лет проработавшему под руководством Николая Алексеевича, Ларуковой Раисе Ивановне.

Также после прочтения пьесы остается ощущение семейственности, родного локтя, счастья быть вместе, несмотря ни на что. А с кем лично Вы были знакомы? Было ли ощущение «большой семьи Кноблих» и у Вас?

— Да, действительно, ощущение большой семьи было. В моих детских воспоминаниях ярким пятном особое место занимают шумные, весёлые, красиво поющие родственники — поселковые гости в нашей большой квартире. Но так крепко держалось друг за друга то старшее, уже ушедшее поколение. Их дети и внуки в современном мире разлетелись кто куда. Мы с братом родились и получили образование в Сыктывкаре. Брат с семьёй давно живёт в Москве. Я со своей семьёй и мамой после смерти отца переехала в Сочи, на родину мамы. Моя старшая дочь, любимица Николая Алексеевича, его старшая внучка, учится в Санкт-Петербурге. Ей он успел передать огромный багаж знаний — многими своими успехами, в том числе творческими, она обязана именно деду. Младшим внукам, к сожалению, так не повезло. Так часто, отвечая на вопросы сына, хочется сказать, как когда-то говорила дочке: «А это надо тебе у дедушки спросить».

Теперь пьеса Николая Волохова (Кноблих) «Жизнь с привилегиями „навечно“» станет доступной для всех театральных коллективов, желающих включить постановку о депортации в свой репертуар. Мы публикуем весь текст на сайте Творческого объединения российских немцев. Будем рады получить обратную связь: видео, фотографии, ссылки на анонсы и отзывы, которые обязательно будут переданы Зое Николаевне Поздеевой, дочери автора.