В преддверии Дня памяти и скорби российских немцев 28 августа участники Творческого объединения российских немцев в ряде материалов для нашего сайта вспоминают своих родных. Первая беседа из этой серии состоялась со Светланой Шмидт, которая своим творчеством обязана бабушке Павлине Георговне.

«Мое творчество родом из детства», - рассказывает Светлана Шмидт из села Кунгур Пермского края. Она является мастером ручного художественного ткачества гобеленов и росписи по ткани, а в ее личной коллекции на сегодняшний день около полусотни гобеленов. Готовя сегодня выставки своих работ, Светлана всегда упоминает в них о том, что любовь к ткачеству привила ей бабушка, с которой они вместе вышивали по домотканому холсту узоры из ярких цветов.

- Светлана, расскажите, пожалуйста, о Вашей бабушке.

Моя бабушка по отцовской линии, Павлина Георговна Шмидт, в девичестве Ильс, родилась в 1910 году в деревне Вальтер Саратовской области. Семья была лютеранской веры. Она вышла замуж за Эрнста Карловича Шмидта, в браке у них родилось четверо детей. В сентябре 1941 года все они были переселены на Урал, где несли трудовую повинность вплоть до 1948 года. По документам они считаются репрессированными.

- Получается, что Ваш отец все детство провел в трудармии? Каким он Вам запомнился?

Мой отец - Вилли Эрнстович Шмидт, 1938 года рождения. Он был третьим ребенком в семье. Находясь в трудармии с раннего детства, он познал все тяготы  гонения, голода, потерю своего отца.  Он часто вспоминал, как они жили в холодных бараках вместе с козами. Образование он не получил, всю жизнь занимался тяжелым физическим трудом. Вел собственное хозяйство. У него даже была корова. Он очень любил косить вручную траву. Запомнился он мне загорелым, веселым человеком с улыбкой на лице.

- Расскажите, почему Вы много времени проводили с бабушкой?

Мои родители не жили вместе. У матери была другая семья. Меня воспитывали бабушки. В строгом порядке, в трудолюбии. В детстве я разговаривала на двух языках, пела русские и немецкие песни, знала и умела делать то, что умели мои бабушки.

- Ваша бабушка Павлина Георговна занималась ткачеством для себя или для продажи?

Бабушка умела делать все. Она отлично готовила, шила на швейной машине, вязала, - и не только носочки, а жилетки и кофточки всем вокруг. Любимым ее делом было ткачество. Продавать - не знаю, навряд ли она продавала, а вот подарить … на какой-нибудь большой праздник.. это да! И очень любила, когда ее работу хвалили и восхищались ее мастерством.

- Кто еще из детей помогал ей или только Вы?

Как я упоминала, у бабушки было четверо детей и от них двенадцать внуков. Когда мы были маленькими, то все крутились возле нее, помогали, учились. Но так сложилась судьба, что только я стала профессионально заниматься ручным ткачеством.

- Расскажите, чему и как она Вас научила.

У бабушки всегда было большое хозяйство, много коз и овец. Сначала я лишь помогала, а потом стала сама стричь овец. Я научилась прясть пряжу. Умею формировать тонкую, толстую ниточку. Бабушка даже научила меня из одной нитки серого и белого цвета делать пестренькую. Особенно я любила процесс крашения. Мы вместе делали отвар из растений. Собирали желтые цветы зверобоя, листья березы. Собирали траву, сушили, заваривали, она настаивалась. Из зверобоя получался желтый цвет, из березы – зеленый (у бабушки он был любимым), а если зверобой подольше подержать, то получится не желтый, а красивый желто-коричневый цвет. Замоченную, выстиранную заранее, пряжу мы погружали в этот кипящий процеженный отвар. Держали несколько минут и доставали. Каждый раз мог получиться другой оттенок. И это волшебство мне очень нравилось. Еще я училась снованию (это процесс создания основы ткани для навивки на ткацкий станок - прим. ред.). Моя роль изначально была только держать клубочек, который раскатывался по всей комнате, мне нужно было его подгонять. Потом я уже начала сновать сама, когда бабушка перестала видеть частоту нитей. Она просила меня смотреть, сколько ниточек на сантиметр, сколько мы с ней всего сделали сантиметров.

Светлана Шмидт у ткацкого станка

- Занимаясь теперь ткачеством профессионально, скажите, было ли что-то особенное в технике Вашей бабушки?

Очень интересно было, что бабушка никогда не рисовала, она этого и не умела, и не понимала, и бумаги никакой не было. Она создавала рисунок сразу же. С легкостью распускала, если что-то не понравится, и начинала делать заново. Любимые цвета у нее были зеленый, красный, розовый, ярко-фиолетовый. Бабушка всегда улыбалась и пела за работой, передавая своим творениям всю свою доброту и усердие.

- Почему для Вас стало важным сохранить мастерство ткачества? Передаете ли Вы его дальше?

Это редкое мастерство и умение. Благодаря ему с раннего возраста через труд и доброту закладывается любовь к близким и ко всем окружающим людям. Я воспитана на этом. И я передаю это дальше, так как являюсь преподавателем декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Кунгурского государственного художественно-промышленного колледжа, филиала Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова.

- Расскажите, пожалуйста, о работах бабушки, которые у Вас сохранились. Возможно есть работы, выполненные Вами вместе.

По счастливому стечению обстоятельств у меня сохранились работы, и с каждой из них связаны воспоминания.

 

Самая старинная работа. Выполнена она из шерсти. Какого она года, я  не знаю. Бабушка всегда говорила, что по ней она училась и сделала ее еще до войны. «Я привезла ее с родины», - были ее слова. Она мне часто ее показывала.

Название работы «Сказочное море». Выполнена она в середине 50-х годов XX века в ворсовой технике. Размер: 25х30 см. Она вязала рукой. И мы обрезали потом с ней эту работу в похожей технике. Но вязала она ее еще до моего рождения. Работа очень интересная. Дело в том, что бабушка никогда не видела море и никогда не видела особо гор таких. Она ее называла «сказочное море» и каждый раз придумывала мне разные сказки, когда показывала ее. Каждый раз абсолютно новые сюжеты. И в ее представлении иногда это была гроза, иногда летняя ночь, иногда это были рыжие скалы, а иногда рыжий корабль. Это была какая-то фантазия на один сюжет.

Название работы «Мой сад-огород».  Ее мы уже с бабушкой делали вместе. Это тканый коврик. Размер примерно 0,80х0,90см. Выполнена она в период 1980-1982. Я уже в то время училась сначала в художественной школе, а потом и в художественном колледже. В эту работу я уже вкладывала свои композиционные представления. Бабушка ее назвала мой сад-огород. Свисающие ягода эти иногда у неё были смородина, иногда крыжовник, иногда она называла их дынями и арбузами. Эта работа не такая яркая. У нас с ней были только такие нитки.

Название работы «Букет», годы выполнения 1989-1990. Выполнялась эта работа длительное время. Она больших размеров, примерно около 70-80 см в ширину и больше метра в длину. Бабушка к этому времени уже была старенькая, плохо видела и все время говорила, что мы только зимой, когда время будет, вернемся к ней: «Ладно уж, доделаем». Она очень любила яркие оттенки. Обязательно, чтобы были красный и зеленый цвет. «Должно быть как в природе», - говорила она. Это наша с ней последняя работа. Завершающая наше совместное творчество. Здесь больше уже моего. Фоновая часть, композиция. Она здесь уже больше вязала крючком. В основном цветы. Какая-то часть из них выткана, какая-то связана крючком. Вазы тоже были обвязаны крючком. В дальнейшем при реставрации я их немножко поменяла. То есть в этой работе бабушкино участие было только по желанию. Она хотела видеть результат.

 

- Какие слова, которые говорила Ваша бабушка, Вы хотели бы сказать сегодня всем окружающим?

 Красота, труд  и любовь спасут человеческую душу.

Благодарим Светлану Шмидт за такое искреннее интервью, за светлые воспоминания о ее бабушке Павлине Георговне, память о которой хранится в ее гобеленах, а ее секреты мастерства передаются нашему поколению.