Сегодня Творческое объединение российских немцев работает по шести основным направлениям. Первыми в ТОРН пришли художники. Мы поговорили с координатором художественного направления, членом союза художников России, графиком, живописцем Дмитрием Крелем, совмещающим свою творческую и общественную деятельность с преподаванием в Российском государственном профессионально-педагогическом университете и Свердловском художественном училище имени И.Д. Шадра.

Дмитрий, расскажите, как начинался Ваш творческий путь? Почему Вы решили стать художником?

На становление личности, пожалуй, накладывают отпечаток самые яркие впечатления детства. Я родился и вырос в Североуральске, куда был депортирован мой дедушка. В моей памяти ярко отложилась суровая красота уральских пейзажей – пёстрость и игра белоснежных снежинок на солнце, метровая толщина снега на крышах домов, длинные зимние ночи и столбы дыма из печей, пронизывающие небо… Ну и конечно же существенное влияние оказала профессия моего отца – художника-оформителя. Я часто бывал с ним в мастерской, помогал ему. Будучи еще ребенком в возрасте 7–8 лет, я с легкостью скальпелем вырезал начерченные на бумаге буквы и в старших классах мастерски владел оформительским делом. Одним из ярких впечатлений того времени была работа одного художника, который на моих глазах написал на двухметровом холсте портрет Юрия Андропова. Я мог наблюдать за всем этим процессом – как из чистого листа бумаги ловкими движениями кисти появляется настоящее произведение искусства – и это сильно поразило меня.

Дмитрий Крель за работой на офортном станке, на котором печатаются линогравюры

Дмитрий Крель за работой на офортном станке, на котором печатаются линогравюры

Именно тогда и пришло решение поступать в художественный?

Нет. Поступать я собирался в архитектурный. Но в поезде по пути в Екатеринбург познакомился с ребятами, которые учились на худграфе, и по дороге передумал. Так что, выбор, можно сказать, был случайным. Но именно это стечение обстоятельств, свело меня с очень интересными людьми, которые повлияли на мое становление, как художника. Уже к окончанию института на своем пути я повстречал Михаила Васильевича Дистергефта. Мы стали общаться, я бывал у него в мастерской и дома. Он даже писал на меня рекомендацию в Союз художников России. Это было что-то невообразимое – такой авторитетный художник рекомендовал какого-то молодого парня! Что именно послужило почвой для его симпатии ко мне, сказать сложно, возможно то, что мы оба с северного Урала, он сам был в Богословлаге, как и мой дед, возможно моя фамилия или мой талант. Именно Михаила Дистергефта я считаю своим первым наставником. Определенное влияние на меня оказали мой преподаватель Иван Иванович Кроневальд, один из основателей немецкого движения, и Лев Павлович Вейберт, с которым мы познакомились на одной из выставок в Новоуральске. У меня остались два его резца для линогравюры, и я очень горжусь этим. Я часто работаю ими и считаю это своеобразной преемственностью поколений. Все эти люди – очень неординарные личности. И я безгранично благодарен им за то, что они направили меня на мою творческую деятельность.

Открытие выставки Дмитрия Креля «С тобой Урал едины мы сейчас и на века. Тебе принадлежит и кисть
моя, и сердце, и рука...» в Российско-Немецком Доме в Москве, 2017 г.

Открытие выставки Дмитрия Креля «С тобой Урал едины мы сейчас и на века. Тебе принадлежит и кисть моя, и сердце, и рука...» в Российско-Немецком Доме в Москве, 2017 г.

Вам удается совмещать свое творчество с преподаванием в учебных заведениях Екатеринбурга…

Мне в жизни очень повезло с преподавателями. В институте был потрясающий педагогический состав, таких людей, той закалки, уже практически не осталось. Я чувствую, что то, что они мне дали, я должен передать, поэтому работаю еще и в педагогической сфере.

А что Вас вдохновляет на творчество? У Вас есть какой-то секрет?

Самое главное для художника – это впечатление от красоты природы. Меня часто спрашивают: какая ваша любимая работа? У меня нет любимой работы, у меня есть работы более или менее удавшиеся. Делать какую-то разницу между ними и тем, я художник-график или художник-живописец, мне сложно. Я не могу определиться до сих пор. Во мне впитались и то и другое.

Вы являетесь координатором художественного направления Творческого объединения российских немцев. Как давно Вы знакомы с деятельностью ТОРН?

Предпосылки к объединению творческих людей из числа российских немцев возникли уже давно. Даже на региональном уровне мы чувствовали, что это необходимо. Еще, когда мы организовывали выставку к 10-летию немецкого центра в Нижнем Тагиле (1999 г.) совместно с Михаилом Дистергефтом, появилось желание как-то объединиться с художниками из других регионов. Но это были лишь единичные инициативы. По-настоящему объединить усилия удалось в 2010 году, когда в рамках программы «Авангард» (прим. автора – программа, реализуемая Международным союзом немецкой культуры по поддержке культурной работы) в Златоусте собрались художники из числа российских немцев. Именно они, представители, пожалуй, самого молчаливого вида искусства, и дали начало Творческому объединению российских немцев. И спасибо Нине Владимировне Лохтачёвой, первому председателю ТОРН, которая активно всех собирала, приглашала, поддерживала. Я попал не на самый первый проект, а уже на следующие – в 2011 году участвовал в пленэре в Поволжье, в 2012-м мы рисовали в Германии, там же нам удалось пообщаться с местными художниками.

Дмитрий Крель пишет лютеранскую церковь в бывшей немецкой колонии Варенбург, Арт-лаборатория, 2016 г.

Дмитрий Крель пишет лютеранскую церковь в бывшей немецкой колонии Варенбург, Арт-лаборатория, 2016 г.

Какой из проектов ТОРНа стал самым запоминающимся для Вас и почему?

Я был на многих проектах «Авангарда», но, наверное, самый интересный и яркий – Арт-лаборатория в Поволжье (2016 г.). Мы ездили по региону, изучали немецкие поселения, знакомились с местным колоритом и рисовали старые лютеранские и католические кирхи. Часто к нам подходили местные жители, интересовались нашим проектом, в надежде, что мы будем реставрировать церкви. Но основной нашей задачей было хоть как-то сохранить эти памятники архитектуры, чтобы привлечь внимание общественности и, может, кто знает, и меценатов. Я смотрел на эти полуразрушенные кирпичные здания и думал: ведь когда-то это был центр – очаг культуры, здесь были и радости – свадьбы, рождение детей – и горести. Здесь кипела жизнь немецкой общины. Вот я сижу, рисую кирху и смотрю на колышущиеся ветви метровых тополей, растущих возле нее, они, глубоко вросшие корнями в землю, – свидетели истории немецкого поседения – будто преклоняются перед этой кирхой. Было такое ощущение, что я перенесся в те далекие времена, это было потрясающее чувство… По итогам проекта была организована выставка и издан альбом «Схожу с высот небесных я…» с описанием церквей, иллюстрированных нашими работами. Побольше бы таких замечательных проектов.

Арт-лаборатория в «ЭТНОМИРЕ», 2014 г.

Арт-лаборатория в «ЭТНОМИРЕ», 2014 г.

ТОРН работает по нескольким направлениям. Существуют ли проекты, которые создавались силами представителей нескольких направлений?

Как я уже говорил, у истоков ТОРН стояли художники. Но уже в 2014-м, в «ЭТНОМИРЕ» (прим. автора – этнографический парк-музей в Калужской обл.) представителей разных видов искусств собрали вместе: было очень много талантливых людей – и литераторов, и музыкантов, и танцоров, и художников. Там я как раз впервые и познакомился с большинством участников ТОРН, в том числе и с Арнольдом Райником. Мне понравилась это взаимодействие, эта синергия – мы вместе готовили концерт – все учились и танцевать, и рисовать, и петь, участвовали в мастер-классах. Именно благодаря таким встречам возникают творческие тандемы, люди начинают дополнять, вдохновлять друг друга, появляются совместные проекты. Кому-то мы помогаем в оформлении компакт-дисков, другим – книг и сборников стихов. Как говорила Нина Лохтачёва: «ТОРНовцы – это стая». Не потому, что они все объединены немецкой национальностью, нет, это люди, работающие в одном направлении и помогающие друг другу. Я тоже с удовольствием помогаю людям, например, у меня с Александром Эрлихом возник очень хороший творческий тандем, в результате которого был издан сборник его прозы и драматургии «Рыбка по имени Марли» в моем оформлении. На самом деле идей и проектов масса.

Участники ТОРН встречаются и общаются лишь несколько раз в год в рамках какого-либо проекта или же существует какая-то площадка для коммуникации?

Конечно, личные встречи на проектах «Авангарда» очень важны. Помимо лекций, мастер-классов, в которых мы участвуем, мы умудряемся общаться лично, обмениваться опытом, возникают идеи новых проектов. Кто-то объединяется – по два, три человека – и делает замечательные вещи. На этих встречах мы находим друг друга. В них участвуют, как уже состоявшиеся люди, так и молодые – мы делимся с ними опытом, подтягиваем их и им с нами интересно. Также и в течение года мы очень активно общаемся друг с другом в том числе через соцсети – Facebook, Instagram. Когда видишь работы, успехи других, искренне радуешься за них.

Слева направо: Александр Эрлих, Марина Бычкова, Дмитрий Крель на XV Форуме немцев России в Белокурихе, 2018 г.

Слева направо: Александр Эрлих, Марина Бычкова, Дмитрий Крель на XV Форуме немцев России в Белокурихе, 2018 г.

Что на Ваш взгляд, является визитной карточкой объединения?

Это уникальные люди – участники ТОРНа. Это их общение. Их взаимопомощь. И проекты, которые возникают в результате этого общения.

Есть ли у Вас, как у координатора художественного направления, идеи новых проектов?

Один из них – печатная продукция. Это может быть издание календарей, книг, сборников стихов или рассказов наших поэтов, статьи искусствоведов, а в качестве иллюстраций использовать наши картины. Подобные проекты остаются, можно сказать, на века. Второй – проведение мастер-классов, пленэров в художественных училищах или школах. Многие мечтают научиться рисовать масляными красками. Я уверен, что среди них найдутся и ребята немецкой национальности. Можно издать каталог совместных работ – профессионалов и любителей, тех, кто делает первые шаги в искусстве. Ребята будут просто счастливы! Я до сих пор горд и храню издание, в котором рядом с работой Михаила Дистергефта стоит моя. Такие проекты будут служить своего рода и рекламой самого объединения.

Дмитрий Крель проводит мастер-класс в рамках Арт-лаборатории в «ЭТНОМИРЕ», 2014 г.

Дмитрий Крель проводит мастер-класс в рамках Арт-лаборатории в «ЭТНОМИРЕ», 2014 г.

Каким образом, на Ваш взгляд, можно привлечь новых участников в ТОРН?

Молодые люди с удовольствием приходят к нам в объединение. И это замечательно. Мы уже сейчас задумываемся о подготовке какой-то смены – молодых людей, которые потом возьмутся за это все. Ввиду того, что я работаю преподавателем, задача привлечения художников для меня немного упрощается – я вижу ребят, которые у нас учатся, попадаются хорошие, талантливые ученики и с немецкой национальностью. Некоторые из них поступают в академии художеств в Санкт-Петербург или Москву. Хороший пример – Вероника Кобер, наша студентка. Она взяла гран-при в смотре-конкурсе творческих коллективов российских немцев «Мы – часть твоей истории, Россия...» (2020 г.), стала лауреатом I степени по графике. Это все говорит о том, что в ТОРН нет случайных людей. Те люди, которые здесь появляются случайно, долго не задерживаются, потому что нами движет идея.

Мы желаем успехов в Вашем творчестве и развитии художественного направления ТОРН. Спасибо за беседу.

Дмитрий Крель презентует деятельность ТОРН и свой художественный альбом в рамках XV Форума немцев России в Белокурихе, 2018 г.

Дмитрий Крель презентует деятельность ТОРН и свой художественный альбом в рамках XV Форума немцев России в Белокурихе, 2018 г.


Вам также могут быть интересны следующие издания:

Антология творчества художников-российских немцев «Тысячи картин под солнцем и луной»

Альбом работ «Природа памяти. Память природы» художников Льва Вейберта и Михаила Дистергефта

«Лев Вейберт: офорт судьбы»