Любой состоявшийся художник, музыкант, поэт был ребенком. Какие они одаренные дети? И как их воспитывают одаренные мамы?

Началось лето – время отпусков и детских каникул. Родители могут проводить с детьми очень много времени вместе, путешествовать, гулять. Лето – отличная возможность создавать с детьми семейные традиции и творить. Мы поговорили с Мартой Галицкой из Казани о ее семье и о том, как творчество помогает воспитывать ее детей.

Марта Галицкая – педагог немецкого языка ДО в МБУ ДО «ЦО Многонациональная Воскресная Школа». Она располагается в Доме дружбы народов. Закончила магистратуру в Германии, обучалась по программам для российских немцев при Академии народного хозяйства от АНО «Институт этнокультурного образования». С детства занимается творчеством. Марта вспоминает: «Я любила читать стихи. Даже до сих пор помню басни, которые я тогда учила. Уже в третьем классе школы я сама сочиняла стихи. В школе любимыми предметами были немецкий язык и литература. Параллельно посещала музыкальную школу по классу фортепиано».

Закончив университет, Марта стала преподавать немецкий язык на немецком отделении «Многонациональной Воскресной Школы» и на курсах при Центре немецкой культуры. Со своими учениками она ставит мюзиклы, спектакли и даже стала инициатором создания вокального ансамбля „Naschkatzen“. Благодаря преподавательской и организаторской работе Марта легко видит, в каком направлении хотят и могут развиваться ее собственные дети, и готова им в этом помогать.

- Марта, у Вас с супругом четверо детей. Расскажите, пожалуйста, про свою семью.

Нашей семье в этом году будет 14 лет. Старшие дети – Лев 12 лет и Савва 10 лет – учатся в школе №85 города Казани. Этот учебный год закончили хорошо: у Левы одна четверка, у Саввы три. Оба закончили обучение в музыкальной школе. Недавно мальчики начали ходить на кружок моделистов, где собирают модели военной техники. Лев еще дополнительно закончил третий класс художественной школы. Младшие – Кира 6 лет и Яна 2 года. Кира тоже второй год ходит на вокал и в танцевальную школу.

- Что главное в воспитании творческой личности?

Так как старшие у нас мальчики, то мы не ставили себе цель воспитать творческие личности и сделать из них артистов. Для нас главное - гармонично развитая личность!

И мы даем детям то, что можем дать. Так как мы с супругом организаторы сообщества «Семейные экскурсии», то наши дети были более, чем на 100 экскурсиях по Казани и интересным местам Республики Татарстан. Выезжая на проекты российских немцев, мы всегда стараемся побывать в музеях, покупаем книги по краеведению.

- Марта, ты сама активный общественник, учитель, актриса. Когда ты все успеваешь?

Я, прежде всего, мама. Пять дней в неделю я мама, а выходные можно выделить для самореализации, без нее тоже не могу. Немецкий компонент (история, культура российских немцев во всем своем многообразии, любимый немецкий язык), организация проектов и культурного досуга - это мое естество.

Концерт-выступление педагогов Многонациональной воскресной школы. Марта Галицкая последняя справа, на руках самая младшая дочка Яна (г. Казань, 2024 г.)

Концерт-выступление педагогов Многонациональной воскресной школы. Марта Галицкая последняя справа, на руках самая младшая дочка Яна (г. Казань, 2024 г.)

- Расскажи, пожалуйста, про то, как дети воспринимают культуру российских немцев?

Все мои дети (пока за исключением двухлетней Яны) посещают наш Центр немецкой культуры в Казани, в частности встречи клуба любителей немецкого языка. Бывают на службах в нашей лютеранской кирхе. Им близка немецкая культура. Про них можно однозначно сказать, что они впитали ее с молоком матери.

Считаю, что знание истории своего рода, в части своих немецких корней, традиций российских немцев и самого немецкого языка - багаж, который дети получают и который обогатит их не меньше знаний.

Так как у нас большая семья, дети дружны между собой и любят находиться рядом с нами, родителями, то нам очень по душе семейные проекты для российских немцев. Очень нравится, как все организовано в Энгельсе. Юлия Тарабрина и ее команда – образцовые организаторы проектов российских немцев. Не раз там бывали и надеемся поехать еще. Ранее мы также с большим удовольствием участвовали в семейных выездных проектах НМО. В этнокультурные лагеря наши дети не торопятся, пока нет стремления поехать на проект самостоятельно. Исключением была лишь смена в 2022 году под Казанью, когда я была директором лагеря, а муж помогал со всеми техническими вопросами.

Марта с детьми в Немецком культурном центре (г. Казань, 2022 г.)

Марта с детьми в Немецком культурном центре (г. Казань, 2022 г.)

На этот вопрос ответили и мои дети.

Лева (12 лет) : «Из немецких праздников любимый - Erntedankfest. Нравятся выездные проекты российских немцев, например проект в Уфе. Любимые немецкие блюда - кребли и сосиски. Нравится носить немецкую шляпу, а вот костюм (бриджи и гольфы) не очень удобные. Но красивые. Любимые немецкие слова: die Schlange, и слова, которые закрепились в русском языке: бутерброд и рюкзак».

Савва (10 лет): «Любимый немецкий праздник - Пасха. Любимый немецкий персонаж - Кнехт Рупрехт. На семейном проекте для российских немцев я нашел друга, Данила. Я знаю, что традиция ставить елку в России появилась благодаря немцам. Российские немцы – это те, кто прибыл в Российскую империю по приглашению императрицы Екатерины Второй. У них были свои традиции, со временем они стали отличаться от традиций немцев из Германии. В моей семье есть такая традиция: один раз году мы посещаем выставку «В гостях у Бренингов». Мы ставили спектакль по немецкой сказке «Золотой гусь». Любимые блюда - штолен, брецели, сосиски».

Кира (6 лет): « Мне нравится праздники - Пасха и Рождество. Я знаю, что слово «пирог» на немецком языке Kuchen. Мы готовили в Немецком Доме картофельный салат. Я подружилась с Маргаритой, теперь мы вместе ходим на немецкий. Мы ставили спектакль «Колобок» на немецком языке, когда мы были в Энгельсе на проекте. Мы по радио слушаем немецкие сказки. Там говорятся некоторые слова на немецком. Я ходила на уроки немецких танцев к Софе. Я хочу выучить немецкий язык. Знаю названия цветов: rot, schwarz, rosa».

- Лев и Савва регулярно принимают участие в конкурсах чтецов. Они присылали свои записи на конкурс-фестиваль им. Эдвина Фрицлера. Какие места получили?

В этом году они стали лауреатами 1 степени в номинации «Художественное слово». Хочется отметить, что на Леву очень сильное впечатление произвел наш руководитель направлений ТОРН Арнольд Райник. Низкий поклон господину Райнику за то, что он приехал на конкурс, за возможность личного знакомства и за великолепный мастер-класс. Любой конкурс - это очень ценный опыт. От стихов мы плавно начали переходить к участию в научных конференциях и конкурсах сочинений, в том числе и по немецким тематикам. Например, Лева успешно участвовал в этом году в конкурсе «Мои немецкие корни», а в прошлом году стал призером с докладом о шпрухах на международной конференции в Казани.

Савва и Лев с Арнольдом Райником на фестивале-конкурсе им. Э. Фрицлера (г. Энгельс, 2024 г.)

Савва и Лев с Арнольдом Райником на фестивале-конкурсе им. Э. Фрицлера (г. Энгельс, 2024 г.)

- Почему важно учить стихи?

Со всеми детьми с самого раннего детства учим стихи. Как результат они хорошо запоминают большие объемы и достаточно красноречиво их декламируют. Учителя школы нас в этом очень поддерживают, помогают. Стихи мы учим не ради самих стихов, а ради развития памяти, расширения кругозора, совершенствования навыка публичного выступления и т.д. Возможности человека безграничны, надо развиваться. Развивать своих детей и наблюдать за их успехами очень приятно. Благодаря моему мужу Камилю, который владеет навыками обработки видео, мы делаем с детьми красочные видео. У них уже большой опыт съемок. Ролики ценны в первую очередь для семейного архива, а некоторые подходят и для конкурсов, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы [от ред. Савва читает стихотворение С. Михалкова].

- В каком виде творчества дети видят себя в дальнейшем?

Лева тяготеет к истории: он прекрасно знает материал, пересказывает очень точно после единичного прочтения, участвует в олимпиадах. Савва тяготеет к военному делу: часами рисует с детализацией военную технику, читает военные энциклопедии, может провести экскурсию по парку победы в нашей Казани. Кира хочет быть учителем танцев. Она уже выступает на сцене, занимается современными танцами и хип-хопом. Конечно, это все на данный момент. Интересы могут измениться.

Кира Галицкая в школе танцев (г. Казань, 2024 г.)

Кира Галицкая в школе танцев (г. Казань, 2024 г.)

- Чему способствуют занятия творчеством?

Думаю, творчество помогает в жизни в целом. Очень важно любому человеку, например, руководителю владеть словом, уметь без шпаргалки и сторонней помощи подготовить речь для того или иного выступления, уметь красиво спеть на празднике песню. В этом отношении хочется поставить в пример бессменного директора нашего ЦНК Виктора Георгиевича Дица – это не только грамотный и талантливый руководитель, но и одаренный музыкант: на каждой службе в Лютеранской кирхе в кулуарах слышен орган и соло песнопений Виктора Георгиевича. А как он исполняет песню «Выйду ночью в поле с конем»! Ну и каждому как настольную книгу рекомендую авторский перевод В.Г. Дица сборника стихов Виктора Шнитке [от ред. Лев читает стихотворение Виктора Шнитке „Was ist mir diese herbe, strenge Sprache?“ и перевод Виктора Дица]. Какой там слог! Ничуть не хуже оригинала. Часть стихов мои дети уже выучили наизусть.

Несмотря на то, что началось лето, старшие дети Марты Галицкой Лев и Савва сейчас готовятся к конкурсу чтецов «О Волге, о Родине, о маме», проводимом Марковской немецкой национально-культурной автономией в рамках мероприятий, посвященных 100-летию Республики немцев Поволжья. На конкурс принимаются произведения авторов российских немцев.

Желаем Льву и Савве удачи на всех конкурсах, в которых они принимают участие! И пусть творчество всегда сопровождает их по жизни, а дружная семья всегда будет рядом!